Страна без бумажек. Как из-за санкций Россия осталась без бумаги

Страна без бумажек. Как из-за санкций Россия осталась без бумаги

«Без бумажки ты — букашка, а с бумажкой — человек», — это пословица известна всем. Ну вот с марта Россия — страна, 49% территории которой покрыто лесами — осталась без бумажек. Сперва из магазинов исчезла обычная офсетная бумага формата А4, затем уже торговые сети стали жаловаться на дефицит термобумаги для печати фискальных чеков и клейкой бумаги, которую покупатели приклеивают на пакеты с огурцами и помидорами.

Оказалось, что полного производственного цикла ни по одной из трёх перечисленных выше позиций — А4, термобумаги и самоклеящейся бумаги — в России нет.

С офсетной бумагой, пожалуй, ситуация оказалась самой простой: остановился Светлогорский целлюлозно-бумажный комбинат, контролировавший 40% отечественного рынка писчей бумаги. По понятным только финнам причинам он перестал получать отбеливатель. К 1 апреля удалось наладить поставки отбеливателя отечественного производства, но он оказался без хлора, поэтому бумага будет экологически чистой, но не ярко-белой.

Спекулянтами — некоторые из них взвинтили цены в 20 раз — уже занимаются прокуратура и ФАС. Власть уверяет, что офисной бумаге по старым ценам быть.

Но вот с другой бумагой всё сложнее.

О дефиците чековой ленты — а это термобумага — аптечные сети предупредили ещё 9 марта. Запасы ленты у поставщиков стали иссякать, а лента подорожала в 3,6 раза до 250 рублей за рулон. «Ригла» отчиталась, что её запасов хватит на квартал, так как только её аптеки в Мособласти за 3 месяца используют 45 тыс. рулонов. По старым ценам это 3,15 млн рублей, а по новым уже 11,25 млн рублей.

Чековую ленту в Россию ввозили из Германии — на неё приходилось 60–70% поставок. Из двух немецких поставщиков Koehler и Mitsubishi Paper Mills остался только последний, но и тот сократил отгрузки в 2 раза. Так же поступили японская Hansol Paper и финская Jujo Thermal Kauttua, китайская Henan урезала поставки вдвое.

Чиновники, к 1 апреля придумали вполне изящное решение проблемы, предложив ФНС сделать выдачу чека торговыми организациями необязательной, а в дальнейшем перевести все чеки в электронную форму. Минпромторг подсчитал, что с сохранением обязательной выдачи бумажных чеков переплата за год составила бы 30 млрд рублей — эти деньги, к слову, в итоге переложили бы конечных покупателей. К слову, отсутствие у покупателя кассового чека не освобождает продавца от ответственности за ненадлежащее качество проданного товара.

В общем, проблему с термобумагой для чеков, в принципе, тоже решили. А вот с клейкой лентой — этикетками — проблема ещё не решена.

Главным поставщиком самоклеящейся бумаги в Россию была финская компания Raflatac. Но она воспылала любовью к Украине и ушла из России, а шведская Fasson с удовлетворением спроса не справляется. Как итог — бумага для этикеток за минувший месяц подорожала в 4 раза. К слову, магазину в месяц необходимо около 2 тыс. упаковок такой бумаги.

Решать эту проблему будут за счёт более простой бумаги отечественного производства — на ней нет, например, всяких логотипов — или переключатся на импорт китайской бумаги. Впрочем, есть вариант сократить её использование до минимума — во многих магазинах у дома обходятся без самоклеящейся бумаги, взвешивая овощи и фрукты прямо на кассе.

Несмотря на то, что Россия осталась без бумажек, жизнь продолжается, да и бумажки не так уж и нужны — большая часть чеков выбрасываются сразу, а этикеты нужны исключительно для взвешивания товаров в магазине.

Впрочем, есть проблема, которую только предстоит решить. Несмотря на цифровизацию, в России для проектирования 23-этажного дома общей площадью 25,2 тыс. м2 требуется 51,1 тыс. актов и комплектов рабочей документации формата А3 и А3. Для их изготовления которых приходится тратить 8,3 тыс. пачек бумаги стоимостью 13,2 млн рублей. А если взять в расчёт затраты на принтеры, логистику и картриджи, то расходы возрастают до 19,8 млн рублей.

Вот эту проблему будет решить значительно сложнее, чем запустить производство отбеливателя, перевести все чеки в электронный вид и освоить производство самоклеящейся бумаги. Но надежда, как известно, умирает последней.