Стратегические запасы топлива Украины в Польше?

Стратегические запасы топлива Украины в Польше?

— Польша, наряду с Венгрией и Словакией, упоминалась украинцами как одна из трех стран ЕС, где могут быть размещены их стратегические запасы топлива

В связи с приостановкой с начала апреля этого года поставок топлива, произведенного российской «Роснефтью», Украине угрожает дефицит на внутреннем рынке дизельного топлива и автогаза. Такая ситуация является следствием важности ON и LPG, производимых на заводах «Роснефти», которые до недавнего времени занимали более 1/5 украинского рынка. Однако на рынке бензина и авиатоплива, которые не импортируются из России, проблем нет.

Это не первый случай, когда Украина сталкивается с перебоями в поставках стратегически важного для страны топлива в результате спора между Киевом и Москвой. В прошлом его последствия были сильными, даже 20-40% -ное повышение розничных и оптовых цен на топливо.

Потраченное впустую десятилетие

Чтобы обеспечить функционирование экономики в случае сбоев на топливном рынке в ЕС, была введена необходимость создания системы интервенционных запасов нефтепродуктов и сырой нефти. Согласно правилам, страны ЕС обязаны поддерживать 90-дневные аварийные запасы сырой нефти или топлива и сжиженного нефтяного газа. Аналогичные обязательства были приняты членами Энергетического сообщества, созданного между ЕС и третьими странами для расширения внутреннего энергетического рынка ЕС. Украина стала частью Сообщества в 2010 году, взяв на себя необходимость накопить запасы автомобильного топлива и сырой нефти к концу 2022 года. В 2017 году было решено, что 70 процентов объема запасов должно составлять топливо (примерно 0,9 миллиона тонн дизельного топлива и 0,5 миллиона тонн бензина), а 30 процентов — легкая сырая нефть (0,6 миллиона тонн). Однако решения о создании запасов СУГ принято не было.

И хотя с момента вступления в Сообщество прошло более 10 лет, а дата создания договора истекает уже через 1,5 года, украинцы до сих пор не только не создали их, но даже не приняли законопроект, который сделал бы это возможным. Первая работа украинских парламентариев в этом направлении началась в декабре 2020 года. По их первоначальным предположениям, закон должен быть принят в конце 2021 года.

Среди важнейших решений, которые они принимают перед депутатами Верховной Рады Украины, — это, в частности, расположение складских запасов. Украинцы признают, что, хотя они способны хранить сырую нефть, в Украине нет хранилищ для стратегических запасов топлива. Строительство новых складов… или размещение складских запасов в ЕС находится на рассмотрении.

Основным недостатком внутреннего расположения топливных запасов является необходимость финансирования строительства базы хранения, а также естественный для Украины коррупционный риск.

Альтернативное расположение запасов в ЕС, рассматриваемое украинцами, имеет то преимущество, что они могут использовать уже существующие хранилища топлива или строить новые быстрее, чем в Украине. Главный недостаток? Создание стратегических запасов топлива за рубежом кажется украинским политикам менее удобным с политической точки зрения.

Еще одно неизвестное — это сроки появления стратегических запасов топлива. Хотя, согласно обязательствам, они должны быть завершены к концу 2022 года, но уже известно, что это невозможно. Средства, необходимые для создания резервов (стоимость топлива + строительство хранилищ), могут достигать 2 миллиардов долларов США, что соответствует примерно 5 процентам доходов бюджета Украины. Также необходимо время для создания стратегических запасов топлива и нефти. Именно поэтому украинские депутаты заявляют, что хотели бы отложить их строительство до 2027, 2029 или даже до 2032 года. Однако сложно сказать, как Энергетическое сообщество отреагирует на такие длительные задержки, и, соответственно, на сколько лет украинцам удастся отложить создание резервов.

Что Польша может предложить Украине

Польша, наряду с Венгрией и Словакией, упоминалась украинцами как одна из трех стран ЕС, где могут быть размещены их стратегические запасы топлива. Украине могла бы предложить польская государственная компания PERN S.A., отвечающая за создание и поддержание аварийных запасов нефти и топлива в Польше. Группа «Орлен», топливо которой имеет статус самого качественного продукта в Украине, также могла бы участвовать в создании таких резервов. Словакия Zväz pre skladovanie zásob a.s, или Spoločnosť pre skladovanie a. S., и Венгерская ассоциация по хранению углеводородов могут стать прямыми конкурентами PERN. Хорошие политические отношения с Киевом и развивающееся сотрудничество между Польшей и Украиной в энергетической сфере говорят в пользу Польши и, в частности, против Венгрии. Кроме того, GK Orlen, в отличие от MOL, у которой есть нефтеперерабатывающие заводы в Венгрии и Словакии, является единственным крупным поставщиком автомобильного топлива из ЕС в Украину.

Польские дипломаты и официальные лица могли использовать ближайшие месяцы, чтобы разъяснить позицию Энергетического сообщества по проблемам Украины в ускорении решения депутатов энергетических комитетов Верховной Рады Украины относительно сроков создания стратегических резервов. Это решение, в частности, будет зависеть от того, успеют ли украинцы сформировать свои запасы дома или если нет, тогда им придется размещать их за пределами страны. Обеспечение стабильного финансирования, необходимого для создания и поддержания стратегических запасов, также является ключевой проблемой. Эффективное лоббирование польского государства и польских компаний в этих вопросах может принести прибыль PERN и GK Orlen, а также компаниям железнодорожного транспорта.