Стратегия отрыва Украины от России. Мнение экс-президента Л. Кучмы
Растущий в отношениях между Украиной и Россией негатив часто представляется случайным, хаотичным. Кажется, нужно просто объясниться друг с другом и все вернется в безоблачное прошлое. Но это впечатление обманчиво. В растущем негативе реализуется целенаправленная, санкционированная западными субъектами, политическая стратегия определенной части украинской элиты. Она скрывается, прежде всего, от самих граждан страны. Но бывают и сеансы саморазоблачений. Вот один из них.
В 2003 году в издательстве «Время» выходит книга Л.Д. Кучмы (тогда, второго президента Украины) «Украина не Россия». Там очень много слов – книга более 600 страниц. Но если эту шелуху убирать и последовательно собирать основные смыслы, ориентируясь исключительно на цитаты автора, то начнет проявляться следующий концепт.
Раньше – считает экс-президент — все ошибочно думали, что украинцы и русские части одного народа. «Наши земли входили в состав других государств, но нас никогда не считали частью польского, венгерского, словацкого, румынского или молдавского народов. Одна лишь Российская империя числила малороссов частью русской «титульной нации». [с. 71-76]. Как результат, украинцы «считали себя русскими из Малороссии» [с. 159].
Более того, среди украинцев и русских доминировала наивная – по мнению Л. Кучмы — мысль, что объединение этих частей народа даст мощный синергетический эффект для их развития. Экс-президент в качестве примера такой наивности цитирует незабвенного Н.В. Гоголя, считавшего, что русские и украинцы должны «слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве» [с. 83].
Но сам экс-президент твердо уверен, что «украинцы и русские – разные народы» [с. 91]. Украинско-русское объединение противоестественно даже в сознании одного человека. Миллионы людей, составляющие на тот момент более половины населения Украины: 1. Русские, знающие украинский язык (не менее 17% населения страны); 2. украинцы считающие русский родным языком (не менее 30% населения страны); 3. члены русско-украинских семей (не менее 25% населения страны) – все они тяжело больны раздвоением личности! «Давайте честно скажем себе – пишет по этому поводу Л.Д. Кучма. — Идея самоотождествления отрицает раздвоение этнического сознания … тяжелый случай раздвоения называется шизофренией. И если моя книга поможет хотя бы одному человеку уйти от раздвоения, я буду считать, что трудился не зря» [с. 27]. Исходя из этого, украинско-русское двуязычие (по типу Швеции, Швейцарии и т.п.) есть ложная цель, «цель дорогостоящая и неосуществимая» [с. 296].
Этнической, по мнению экс-президента, должна стать церковь Украины – «глубоко украинская, глубоко национальная православная церковь» [с. 486]. Обозревая из начала 2000-х ближайшее будущее своей страны Л. Кучма видит в ней триумфальное объединение всех церквей в «единую поместную православную церковь Украины» [с. 489]. Упрямцы УПЦ МП должны быть маргинализированны.
Теперь все тоже самое, но короче. Развитие равноправного гражданского общества, на основе исторически сложившегося украинско-русского ядра, согласно экс-президенту, означает неизбежный союз с Россией. Этот союз автоматически ставит крест на геостратегическом выборе постсоветской Украины в пользу Европейского союза и НАТО [с. 510]. Поэтому, по мнению Л. Кучмы, надо пока не поздно рубить по живому полиэтническому телу страны.
Возможно, кроме человеческих судов, есть еще и суд высшей инстанции. Иначе трудно объяснить разительное несоответствие самоуверенной оценки Л. Кучмы в 2003 году своей великой роли «сшивания» страны в единое целое (начиная с лишения Крыма конституционных прав) и сегодняшним положением дел в раздираемой на части Украине.
Тем не менее, очевидно, что с самого начала возникновения независимой Украины националистическая часть ее политической элиты сформулировала антироссийскую стратегию и затем неукоснительно ее придерживалась, выполняя один пункт за другим (что частично проявил и опус Л. Кучмы). А это означает, что сама по себе проблема отношений Украины и России не рассосется.