Строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург заморожено
От строительства первой высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург решено отказаться. По крайней мере, временно. Об этом сообщают «Ведомости».
Основная причина следующая: сложности с импортом западных технологий. Без них построить ВСМ, как полагают, нереально. Одновременно с этим имеются ряд дополнительных препятствий:
- дороговизна строительства. Общая смета увеличилась до 2,5 трлн рублей
- неочевидность эффективности для экономики. По сравнению с Сапсанами экономия времени составит всего лишь чуть более часа
- необходимость перераспределения средств ФНБ (500 млрд) на более приоритетные проекты
На наш взгляд, решение отказываться от строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург является ошибочным. Необходимо корректировать планы, но ни в коем случае не откладывать проект
Что касается технологий. Действительно, в настоящий момент технологиями замкнутого цикла построить ВСМ мы не можем. Однако не понятно почему не рассматриваются китайские технологии с их дальнейшей локализацией. За прошедшие 15 лет Китай покрыл высокоскоростными магистралями практически всю восточную часть страны:
С учетом дедолларизации внешней торговли, у нас как раз появляется огромное количество юаней. Их все равно необходимо тратить. Экспорт России в Китай превышает китайский импорт. Юани необходимо тратить в первую очередь именно на закупку технологий и оборудования, а не на приобретение ширпотреба. И технологии ВСМ здесь будут как нигде актуальными.
Затем. По поводу удорожания строительства и перераспределения средств ФНБ — это совсем ни о чем. Рублей у правительства сейчас более, чем достаточно. Только нефтегазовых сверхдоходов ежемесячно поступает 500-600 млрд рублей. Да, пока что мы не видим от Центробанка ограниченную эмиссию, направленную на инвестиции, но даже в государственной казне рублевой массы скапливается большое количество.
Из двух вышеописанных тезисов следует, что у нас достаточно и рублей, и юаней.
Нельзя исключать, что сейчас правительство постарается отдать приоритет иным проектам, но строительство ВСМ — долгий период. Это около 5-7 лет. То есть, ежегодно на реализацию проекта необходимо тратить куда меньшую сумму, чем указанные 2,5 трлн рублей. Это в общем объеме она выглядит серьезно. Если же смотреть ежегодные траты, то здесь уже все более скромно.
И последнее. Неочевидность эффекта для экономики. Нельзя рассматривать ВСМ как отдельно взятый проект. ВСМ — высокотехнологичный сегмент, сравнимый с авиастроением.
Однако в авиапроме правительство, к счастью, отказалось от либеральной модели, согласно которой авиакомпании и заводы отрасли должны быть самоокупаемыми. Мультипликативный эффект для экономики в целом куда выше, чем тот объем субсидий, который требует отрасль. Один рубль в авиастроении генерирует 7-8 рублей в смежных отраслях.
По ВСМ точные цифры сказать сложно, поскольку здесь конкретных расчетов пока что нет. Однако очевидно одно: эффект для ВВП будет более, чем существенным.
Да, ВСМ Москва — Санкт-Петербург вряд ли существенным образом перестроит логистику на данном маршруте. Однако суть не в том, чтобы из Москвы в Санки-Петербург и обратно можно было добираться на час быстрее, а в том, чтобы реализовать пилотный проект ВСМ.
На втором же этапе, учтя все проблемы и ошибки, покрывать страну широкой сетью высокоскоростных магистралей. Уже сейчас мы имеем еще три перспективных проекта: Москва — Казань, Москва — Сочи, Екатеринбург — Челябинск. Но их реализовать можно только после строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург, где очевиден пассажиропоток.
Поэтому очень надеемся, что правительство не откажется от реализации проекта, а нынешнее решение обусловлено лишь очередной переоценкой бюджета и планов.