Строительству газового хаба Россия – Турция предрекли огромные сложности
Турция согласилась создать на своей территории энергетический транспортный узел для переправки российского газа в Европу. Намерение подтверждено на высшем уровне — идею Путина уже поддержал публично его турецкий коллега Эрдоган. Однако от идеи до ее воплощения пролегает длинный и сложный путь: создание нового полноценного газового хаба потребует миллиардных инвестиций многих лет на усовершенствование инфраструктуры. Об этом рассказал заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
— Для создание нового газового хаба будет ли достаточно тех объемов российского топлива, что сейчас поставляется в Турцию, или потребуется создание новой инфраструктуры?
— Глобальный проект по созданию в Турции нового газового хаба, предусматривающего организацию новой торговой площадки по продаже и закупке «голубого топлива» странами Европы, предполагает огромный комплекс мероприятий, связанных как с технологическими, так и юридическими аспектами.
Сейчас российский газ в Турцию идет по двум черноморским трубопроводам: первый из маршрутов, «Голубой поток», был запущен в эксплуатацию в начале 2000-х годов. Его мощность не слишком большая — всего 16 млрд кубометров в год.
Второй трубопровод, «Турецкий поток», состоит из ниток соответствующих экспортных объемов: одна используется для обеспечения топливом исключительно турецких потребителей, а вторая — для обеспечения жителей Юга Европы: Болгарии, Греции, Македонии, Румынии, Сербии, Венгрии, Боснии и Герцеговины.
Все три ветки в сумме предполагают поставки в объеме не более 50 млрд кубометров. В сравнении с «Северными потоками», каждый из которых обладает возможностью оперативных поставок в размере 55 млрд кубов, такие сырьевые мощности кажутся достаточно скромными.
— То есть, чтобы создать хаб, в первую очередь, нашей стране нужно будет строить новые трубопроводы в Турцию?
— Расширение действующих веток окажется первым шагом к обустройству газового хаба в Турции. Мощности этих направлений должны, по крайней мере, превысить 60 млрд кубометров. Тогда этот узел будет приобретать статус стратегического пункта по перевалке и закупке голубого топлива основными европейскими потребителями.
— Сколько создание реально действующего хаба потребует времени, сколько оно может стоить это может стоить и кто, собственно, будет платить?
— На расширение трубопроводных мощностей уйдет от нескольких месяцев до нескольких лет. Строительство каждого из новых российских газовых трубопроводов в Европу — «Голубого», «Турецкого», двух «Северных потоков» — занимало не менее пятилетки.
А еще потребуется время (возможно — годы) на согласование запуска газопроводов в эксплуатацию. Очевидно, что в нынешних геополитических условиях на реализацию такого проекта потребуются десятки миллиардов долларов инвестиций. Кто будет предоставлять финансовые средства — огромный вопрос.
Создание внутрироссийской инфраструктуры, судя по всему, ляжет на плечи «Газпрома». Укладку дополнительных трубопроводных маршрутов через акваторию Черного моря может взять на себя новый международный консорциум, участниками которого могут стать не только российские и турецкие, но и заинтересованные европейские энергетические компании.
Вполне возможно, что таким партнерам будет предоставлена возможность пользоваться определенными скидками или другими преференциями по покупке топлива. Оплату строительства требуемой инфраструктуры на турецкой территории должна взять на себя Анкара, однако ряд европейских потребителей, теоретически, могут присоединиться к инвестиционному клубу.
— С кем, кроме Анкары, России придется договариваться об организации турецкого газового хаба — ведь без стабильных покупателей поставки энергоресурсов окажутся заведомо убыточными?
— Прямого ответа на этот вопрос сегодня дать невозможно. Европа испытывает серьезный дефицит энергоресурсов. Однако глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен снова заявила о потенциальной независимости европейского рынка газа от российский поставок… Она уверена в том, что всего за 8 месяцев этого года Европе удалось сократить экспорт российского газа на две трети.
О том же говорит и глава МИД Германии Анналена Бербок — она вообще называет использование российских энергоресурсов «большой «ошибкой». Между тем, Германия в этом году заплатит рекордные суммы за российские энергоносители: суммы за импорт нашего газа могут удвоиться — с 8,8 млрд евро в 2021-м до 17,6 млрд евро. Расходы Берлина на российскую нефть грозят вырасти с 11,4 млрд до 14,3 млрд евро.
Вдобавок, еще 2 млрд евро придется заплатить за российский уголь. Так что с экономической точки зрения для тех же немецких компаний участие в создании турецкого хаба было бы весьма выгодным. Но вот с точки зрения геополитики — не знаю…
— Создание газового хаба в Турции предполагает также возможность установления цен на «голубое топливо». То есть вместе с хабом будет создана и сырьевая биржа?
— Да. Но трубы проложить гораздо труднее и дороже, нежели определить цены на биржевых площадках. Подобные торговые сделки могут быть осуществлены в интернет-пространстве. Другое дело, что поставщики и потребители должны ощущать стопроцентное доверие к партнеру — в ином случае ущерб каждой из сторон будет грозить банкротством сотрудничающих фирм. Европа обещает сократить закупку энергоресурсов в России до минимума. В таком случае новый газовый хаб в Турции может в принципе не понадобится нашей стране.
— Тогда на первое место выходит наполнение внутреннего рынка топлива?
— За последние пятнадцать лет уровень газификации отечественных регионов вырос с 53% до 72%. Население, особенно в частных хозяйствах, охотно подключается к современным газовым системам, поскольку счета в квитанциях ЖКХ в таком случае заметно падают.
Однако необходимо понять, что экспортные продажи «голубого топлива» обеспечивают значительную долю доходов федерального бюджета России: национальные плательщики, покупающие энергоресурсы по регулируемой стоимости, аналогичную выручку не предоставят.
Создание газового хаба в Турции, где цены будут конкурировать со стоимостью сырья на основных мировых биржах, даст покупателям возможность варьировать свои расходы на энергообеспечение, переориентировав закупки углеводородов с привычных биржевых площадок на новые, способные не только предложить скидку, но и договариваться о стабильной стоимости поставок энергоресурсов на длительный период.