Свои автозаводы в коме, китайцы заполонили рынок, но с ремонтом их авто возникли проблемы

Многие российские автозаводы, несмотря на помощь китайских гигантов, за два года так и не смогли восстановить производство после введения санкций. В России работали 22 крупных завода по производству машин от массового до премиального сегмента. Половина из них не смогла вернуться к работе даже после смены владельца, пишет «Коммерсант». 

Например, руководство бывшего завода Volkswagen в Калуге, перешедшего под контроль российской компании после ухода немецкого концерна, вынуждает рабочих массово увольняться с предприятия. За последние два месяца с завода под давлением администрации уволились 1,3 тыс. сотрудников — более 30% общей штатной численности. На заводе немецкое оборудование в цехах «распиливают болгарками», а освободившиеся площади используют как склады для автомобилей китайского производства.

Власти РФ планировали передать активы новым инвесторам, прежде всего компаниям из Китая. Но ни одна из них не решилась на серьезную покупку.

Производство в этом году отстало от спроса, который начал расти. Ранее премьер Михаил Мишустин заявил, что в ближайшие годы выпуск автомобилей в стране должен превысить 1,3 млн машин в год, а свыше 70% от продаж должны составлять отечественные авто.

Китай решил занять 80% автомобильного рынка России в 2024 году

Китайские автоконцерны уже почти 10 лет пробивают дорогу к мировому лидерству и собираются в 2024 году продать почти 1,2 млн новых легковых автомобилей в России. Такие данные собрало профессиональное сообщество «Автомаркетолог» на основе опроса дистрибуторов, дилеров китайских марок и штаб-квартир автопроизводителей в Китае, сообщают «Ведомости».

Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов и глава «Автомаркетолога» Олег Мосеев сомневаются, что китайские компании достигнут заявленных значений. По их оценкам, в следующем году российским покупателям предложат 750 000 — 800 000 новых автомобилей из КНР. Однако если Китай выполнит свои планы и поставит заявленные 1,2 млн автомобилей, то займет 80% рынка: максимальный прогноз «Автостата» на будущий год предполагает продажу в России 1,48 млн новых легковых машин.

Наибольший объем продаж планирует достичь Chery: 200 000 автомобилей. На втором месте Changan с планом в 180 000 машин, за ними следуют Haval (150 000 единиц) и Geely (110 000 штук). Exeed и Omoda, суббренды Chery, планируют продать по 60 000 автомобилей каждый.

Из первой пятерки автопроизводителей только Haval имеет локальное производство в России. Завод в Тульской области может выпускать до 80 000 машин в год. В начале 2024 года планируется запуск предприятия по производству двигателей.

Экспансия китайских марок началась в 2022 году, когда после начала СВО российский рынок испытывал острый дефицит автомобилей. Еще в феврале 2022 года доля китайских автобрендов составляла 9%, а в ноябре уже достигла 31%. Продажи китайских автомобилей продолжают расти, их доля на рынке в ноябре 2023 года уже достигла 58%. Средневзвешенная цена нового автомобиля китайской марки выросла на 18% до 3,14 миллиона рублей.

Россиянам начали отказывать в ремонте автомобилей из Китая

Российские дилеры отказываются ремонтировать китайские автомобили, которые были ввезены в страну по параллельному импорту. В результате машины приходится отправлять на ремонт в независимые станции технического обслуживания (НСТО), рассказали «Известиям» в Союзе автосервисов.

Из общего объема всех регистраций транспортных средств 13% приходится на автомобили, ввезенные параллельным импортом, напомнил глава агентства Gruzdev-Analyze Александр Груздев.

В октябре 2023 года Минпромторг запретил привозить в страну по «серой» схеме марки машин, которые официально работают в России, напомнила управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк. По ее словам, любой официальный дилер может обслужить автомобиль, ввезенный параллельным импортом, но это не будет гарантийным обслуживанием.

При этом сами дилеры продолжают продавать автомобили, которые они ранее ввезли параллельным импортом.

«На складах эти автомобили пылятся, и, чтобы избавиться, на них делают скидки. Например, тот же Geely Monjaro по параллельному импорту будет дешевле на 400–500 тыс. руб., чем официальный», — отметил автомобильный эксперт, майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин.

Ремонт автомобилей в России заметно подорожал в прошлом году, когда начались проблемы с запчастями. Они влияют в том числе и на срок обслуживания автомобиля — в некоторых случаях он может растягиваться на полгода.