СВОи люди. Русское «Поле» снабженческих экспериментов
Продовольствие и топливо — необходимые условия выполнения боевой задачи военнослужащими на линии боевого соприкосновения (ЛБС). Доставка их — такое же героическое дело, как и работа самих ребят на ЛБС. Это хорошо знает заместитель командира батальона по тыловому обеспечению 1-го стрелкового батальона 33 мотострелкового полка 20 мотострелковой дивизии «Южной» группировки войск Иван (позывной «Поле»).
«Поле» — обаятельный молодой капитан, но пухлый ежедневник и ручка, с которыми он не расстаётся, дают понять: обаяние обаянием, а строгий учёт — строгим учётом. Он коренной саратовец, его мать, отец и дед служили в органах внутренних дел, прадед участвовал в Великой Отечественной. Самого же Ивана с детства тянуло к армии, поэтому после школы решил изучить на предмет поступления вузы своего региона, готовящие кадры для армии либо силовых структур. В итоге между вузом ФСБ и Вольским военным институтом материального обеспечения он выбрал второй.
При этом в школе, смеётся Иван, он скорее показывал задатки замполита. Постоянно участвовал в концертах, КВН, каких-то выездных мероприятиях, был в числе узнаваемых лиц школы. Наилучшие оценки были по гуманитарным дисциплинам, таким как русский язык и литература, а также физкультура. В целом же именно по оценкам он был крепким «хорошистом» и особо не выделялся.
Перековка из потенциального замполита в будущего зампотыла проблем для Ивана не составила. Самым сложным был сам факт поступления в военное училище сразу после школы, когда ему было всего 17 лет. Этот первый курс оказался, как в большинстве случаев, самым трудным, он тяжёл не столько конкретными предметами, сколько адаптацией к новой среде. А дальше все пошло своим чередом. Хотя пять лет учебы казались долгим сроком, они пролетели очень быстро. Если говорить о предметах, то самым сложным была высшая математика, а все остальное было очень интересно: и практика, и готовка, и разведение огня, и обслуживание техники. Зампотылу должен всё это знать.
Поступил «Поле» в 2014 году и выпустился в 2019-м. Он и его сокурсники с самого начала были готовы к тому, что рано или поздно придется организовывать работу в военных условиях. Конечно, никто не думал об этом постоянно, но время от времени – все, и ни у кого это не вызывало возражений. В те годы как раз шли боевые действия в Сирии, и «Поле» планировал поехать туда в командировку после окончания учебы. Тем более, служил он сначала в 10-й бригаде спецназа в Краснодарском крае, которая должна была отправиться на Ближний Восток. Не успел – перешёл на повышение в 33-й полк
Неслучившийся сирийский опыт с лихвой был компенсирован СВО. «Поле» и его подразделение с первых дней спецоперации выполняли боевые задачи на Херсонском направлении, а сейчас – в Донбассе. Спрашиваешь: «Что оказалось самым сложным при переходе от должности зампотыла в мирное время к реальным боевым действиям? Подвоз припасов, эвакуация раненых, организация логистики, разъяснение учетных вопросов личному составу?».
«Поле» честно отвечает: мы столкнулись со всем внезапно и одновременно. У него самого не было необходимого опыта, никто толком не знал, как действовать, поэтому помогали, возможно, младшие по званию, но старшие по возрасту товарищи, которые прошли Чечню, Сирию и обладали соответствующим опытом. Это был своего рода коллективный разум, организованный посредством мозгового штурма. За две-три недели ко всему адаптировались и включились в работу. Это было необходимо, так как войска были рассредоточены, и требовалось продумать логистику, организацию доставки, приготовления пищи и обеспечения всем необходимым с запасом, учитывая, что подвоз не всегда возможен. Где-то приходилось идти пешком, где-то ехать. Но в течение трех недель удалось освоиться.
Свою работу по подвозу в нынешних условиях «Поле» описывает так. Органы материального обеспечения доставляют груз до центральной точки, откуда их забирают подчинённые Ивана. Дальнейшая задача – доставить всё до каждого боевого организма и группы, независимо от его местонахождения, будь то передовая или тыл. У зампотыла есть непосредственные помощники – это старшины. С ними «Поле» налаживает связь, передаёт информацию и координирует действия. Если у них возникают какие-либо сложности, они обращаются к Ивану. Например, для доставки грузов в труднодоступные места, куда пешком не добраться, используются беспилотники. Бойцы, находящиеся в засаде, получают воду в специальных поллитровых бутылках, пайки, доставляемые дронами. Пайки обеспеченцы готовят сами: вакуумируют каши, пекут хлеб, сушат и коптят мясо и рыбу, чтобы собрать полноценный сухой паек на сутки-двое. Дрон доставил провизию, и всё в порядке, он возвращается обратно. Основная же часть снабжения осуществляется транспортом, мотоциклами, квадроциклами, багги. Всё грузится в рюкзаки и доставляется на позиции.
Как и повсеместно, наша «птичка» верный помощник, а вражеская — головная боль. Но от них научились обороняться, у команд доставки есть средства противодействия БПЛА, противовоздушная оборона. В каждой машине едут минимум два человека, один из которых ведет воздушное наблюдение с дробовиком в руках. У ребят есть средства подавления сигнала, РЭБ, опознавательные системы. Если дрон приближается, опознаватель срабатывает, и внимание уже заострено. «Раньше дроны часто сбивали, сейчас это происходит намного реже, практически нет, и слава Богу», — говорит Иван.
«Поле» сам не раз бывал на передовой, знает обстановку не понаслышке. Приходилось выходить на передний край, потому что солдаты поначалу звонили матерям, женам, начинались жалобы, мол, что-то не доходит. Бывали моменты, когда до ребят действительно что-то не доходило, и «Поле» старался это быстро исправить, принимал меры, чтобы лично поехать и посмотреть. И поездка туда – это не на час-два, а на день-два, на неделю, в зависимости от обстановки.
Штатные тыловики, как и все, выезжают на передовую, смотрят, оборудуют быт бойцов, чтобы облегчить их предельно нелёгкую жизнь. Построили, например, так называемый накопитель на переднем крае. Когда солдат идет в штурм, он не может тащить с собой большой запас, возьмёт воду и всё. А после штурма он может откатиться в накопитель – место отдыха с продовольственным и вещевым складом, стиральными машинками, баней, всё под землёй.
Это своего рода ПВД, но на передовой. Там можно отдохнуть, поесть, искупаться. Там же выпекаются хлебобулочные изделия. Организация этого была непростым делом. Возведение, земляные работы… Приходилось трудиться по ночам, но, тем не менее, всё получилось. Построили, и результат радует как тех, кто строил, так и тех, кто сейчас накопителем пользуется. Ушло на это около одной-двух недель. Проект тоже разработали сами, без привлечения инженерных гениев.
Важная проблема — маскировка, особенно зимой, когда виден дым. Строители стараются выводить трубы вбок, но идеальной маскировки не добиться, особенно если враг использует тепловизор. Можно уменьшить интенсивность отопления. Кроме того, используются автономные отопители с меньшими выделениями, они работают на дизельном топливе, в них стоит небольшая турбина, топливо сгорает, и получается что-то вроде выхлопного газа. Запах отводится на улицу, а работает всё от аккумулятора, то есть дополнительное питание не требуется.
Доставлять генераторы на машине необходимости нет — на передовой используются небольшие приборы мощностью 2-3 киловатта, которые можно переносить, один солдат вполне может справиться. Нужда в топливе зависит от типа генератора. В среднем это примерно 200 литров бензина в неделю на точку.
Нельзя не затронуть и важнейшую продовольственную тему. Сейчас организация питания значительно улучшилась, разработаны разнообразные рационы. Имеется основной, унифицированный рацион, на основе которого созданы альтернативные варианты. Всего предусмотрено три типа питания. Второй тип полностью состоит из консервов, предназначенных для быстрого приготовления. Это могут быть супы, каши и другие блюда в банках, избавляющие от необходимости долго готовить. Достаточно разогреть содержимое, добавив воды в нужной пропорции, указанной на упаковке.
Четвертый тип питания предполагает использование свежих продуктов: мяса, овощей, курицы, говядины, а также скоропортящихся продуктов, таких как сыр и колбаса. Этот вариант предназначен для групп, расположенных в удаленных районах. Благодаря наличию вакуумных упаковщиков и сушильных машин, как уже было сказано, удаётся сушить, коптить и вакуумировать эти продукты, отправляя их военнослужащим. Такие продукты пользуются особой популярностью.
Шестой вариант питания – это продукты, не требующие варки, такие как рисовые и картофельные хлопья, продукты быстрого приготовления. Этот вариант предназначен для индивидуального использования. Военнослужащий может просто насыпать продукт в котелок или тарелку, залить кипятком — и блюдо готово. Это особенно удобно для передовых позиций.
Гуманитарная помощь поступает регулярно, хотя острой необходимости, например, по части продовольствия в ней сейчас нет. Особенно ценна поддержка строительными материалами (доски, ориентированно-стружечные плиты и т.п.) для обустройства окопов и блиндажей. С формой сейчас проблем нет, её хватает на всех. Если бойцу хочется что-то более удобное или другого камуфляжа, он может купить это сам, но стандартная форма выдается всем и постоянно есть на складах.
В отличие от прошлых лет, сейчас форму не нужно сдавать после окончания службы. Она выдается на время, и возвращать ее не требуется. Если форма приходит в негодность, ее заменяют на новую. Кроме того, существует вещевая ремонтная мастерская, где можно отремонтировать поврежденную форму. В этой мастерской, расположенной в роте материального обеспечения, работают две швеи, которые занимаются пошивом и ремонтом.
В целом, по мнению Ивана, ситуация со снабжением заметно улучшилась. Улучшения происходят постепенно. Все необходимое уже есть – и для жизни, и для солдат. Непоправимых критических проблем сейчас нет, работа над ошибками ведется постоянно.
Своими водителями «Поле» гордится, называет настоящими героями. Они ежедневно совершают подвиг, доставляя грузы тем, кому они жизненно необходимы. И действительно, есть люди, которыми можно гордиться. Случаев героизма много, так как каждый водитель рискует, особенно учитывая, что он отвечает не только за свою жизнь, но и за сохранность груза. Несмотря на страх, никто не отказывался от выполнения задач. Работа ведется в основном ночью, чтобы избежать скопления техники в дневное время. Водители отдыхают днем и работают ночью, постоянно в пути, хотя, безусловно, с соблюдением режима отдыха, чтобы не заснуть за рулем.
На передовой нередки случаи обстрелов техники. Был случай, когда водитель получил повреждения всех шести колес его «КамАЗа». Несмотря на это, он не покинул транспорт, а сумел каким-то чудом довести его до укрытия в лесопосадке, сохранив и машину, и груз, и самое главное – избежав жертв. Другая история произошла в Херсоне. Во время обстрела загорелся ангар, под которым стояли две машины. Одна из них сразу воспламенилась, и огонь начал перекидываться на вторую. Однако благодаря быстрой реакции водителя, который с огнетушителем в руках бросился в горящий ангар и потушил пламя, удалось спасти и вторую машину.
Дома, кроме родителей, Ивана ждёт пятилетняя дочь. Видится он с ними во время отпусков, хотя папа как-то раз приезжал и в Донецк на пару дней. Дочь знает, чем Иван занимается, говорит, что очень скучает и просит скорее вернуться. Шлёт рисунки, звонит, когда выдаётся такая возможность. «Поле» обязательно вернётся с поля боя. Вот только победим.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Дзен
Статьи по теме
- СВОи люди. Оператор БПЛА «Шалун» знает, как бить врага не числом беспилотников, а умением
- СВОи люди. «Спартак» нашего времени
- СВОи люди. Писатель, муж, отец, герой. Путь настоящего учителя
- СВОи люди. «Историк» творит историю
- СВОи люди. Но баранку не бросал шофёр
Все вопросы, предложения и претензии пишите по адресу: antifashistforum@mail.ru
Правила комментирования
- На форуме Антифашист все пользователи равны между собой. Недопустимы любые оскорбления, мат в отношении других пользователей. Недопустима сегрегация, ни по географическому, ни по религиозному, ни по возрастному признакам. Форум населяют гостеприимные, открытые для чужого мнения, остроумные люди.
- На форуме запрещены изображения нацистской, порнографической направленности, а также фотографии Лиз Трасс в купальнике. Запрещена пропаганда ЛГБТ. Запрещены любые проявления национальной нетерпимости. Запрещены оскорбления любых государственных властей в особо грубой форме, т. е. с использованием обсценной лексики. Запрещены оскорбления других форумчан в хамской форме с применением обсценной лексики.
Санкции: сообщение сразу удаляется, пользователь предупреждается. В случае повторения деяния, а также в случае агрессивного несогласия наказуемого, применяется бан на один час, после применяется бан на одни сутки. Если и это не помогло, то появляется основание для вечного бана.
В случае взаимного нарушения санкции накладываются только на первого нарушившего. Очередность нарушения определяется по времени. Если конфликт имел место в нескольких новостях, то очередность нарушения в каждой новости определяется отдельно
Все вопросы, предложения и претензии пишите по адресу: antifashistforum@mail.ru
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.