«Суперкрепость» Сталина. 80 лет назад в СССР начали разрабатывать стратегический бомбардировщик Ту-4. Как американские В-29 попали в Союз?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>"Суперкрепость" Сталина. 80 лет назад в СССР начали разрабатывать стратегический бомбардировщик Ту-4. Как американские В-29 попали в Союз?СегодняСегодня3294 минБомбардировщики Boeing B-29 Superfortress практически не летали над Западной Европой. Их основной театр был дальневосточный. Именно отсюда они попадали в СССР. Так произошло как минимум с 4 машинами. Фото Звёзды и полосыБомбардировщики Boeing B-29 Superfortress практически не летали над Западной Европой. Их основной театр был дальневосточный. Именно отсюда они попадали в СССР. Так произошло как минимум с 4 машинами. Фото Звёзды и полосы
Наблюдая за тем, как американская тяжелая бомбардировочная авиация превращает в пыль военную инфраструктуру нацистской Германии и Японии, советское командование ВВС прекрасно понимало, что когда закончится война, все эти "Летающие крепости" и другие дальние бомберы непременно станут мощнейшим военно-политическим инструментом влияния США. У нас был собственный дальний бомбардировщик Пе-8, созданный по достаточно оригинальной схеме, но к концу боевых действий на фронтах Второй Мировой он довольно серьезно устарел и уже не мог полноценно конкурировать с американскими машинами, работа над которыми велась всю войну. Сталинское правительство дважды обращалось к американцам с просьбой включить "Суперкрепости" В-29 в поставки по ленд-лизу, но дважды получало довольно недипломатичный отказ. Американцы превосходно осознавали силу своих бомбардировочных армад и ни с кем не собирались делиться столь действенным инструментом. Впрочем, советские инженеры обошлись и без специальных поставок.
В операции Маттерхорн приняло участие свыше 1000 "Суперкрепостей". 414 из них были потеряны в ходе этих налётов. Фото АРВ операции Маттерхорн приняло участие свыше 1000 "Суперкрепостей". 414 из них были потеряны в ходе этих налётов. Фото АР
В феврале 1944 года США начали крупнейшую воздушную операцию "Маттерхорн". Суть её состояла в том, что "Суперкрепости" 20-ой воздушной армии США, базировавшиеся на Цейлоне, в Индии и Южном Китае, огромными стаями в 60-70 машин летали бомбить японские континентальные и островные стратегические объекты. Суперкрепости, впервые взлетевшие в сентябре 1942 года и вставшие в строй мае 1944 года, по тем временам были пожалуй наиболее продвинутой ударной машиной и самым крупным боевым самолётом Второй Мировой войны. Они вобрали в себя лучшие технологии той эпохи: полностью металлический планер из алюминия, мощное оборонительное оружие, герметичную кабину и даже автоматические системы управления огнём с использованием аналогового компьютера, . Но это не мешало японцам регулярно их подбивать.
Японский истребитель Кавасаки Ki-45 пытается таранить "Суперкрепость". У японцев было немало асов, сбивших по пять и более В-29, но они и сами регулярно попадали под убийственный огонь их бортового оружия. Фото CNNЯпонский истребитель Кавасаки Ki-45 пытается таранить "Суперкрепость". У японцев было немало асов, сбивших по пять и более В-29, но они и сами регулярно попадали под убийственный огонь их бортового оружия. Фото CNN
В конце июля 1944 года более ста "Суперкрепостей" бомбили сталелитейный завод "Сёва" в Манчжурии. В ходе бомбардировки один из бомбардировщиков с собственным именем "Рэмп Трэмп" был серьезно поврежден после атаки японского истребителя Kawasaki Ki-45T и запросил посадку на ближайший советский аэродром. Командование США прекрасно знало, чем чревата подобная нештатная ситуация. СССР с Японией в ходе всей войны поддерживали хоть и враждебный, но нейтралитет, и В-29, согласно всем юридическим формальностям, должен был быть интернирован и оставлен в Союзе до самого окончания боевых действий. Но альтернатив не было. Бомбардировщик сел во Владивостоке и так до конца войны и оставался на территории СССР. Вскоре к нему присоединились ещё две машины: "Генерал Арнольд", подбитый в ходе налёта на остров Кюсю зенитным огнём, и "Дин-хо", поврежденный истребителем "Зеро" во время налёта на авиазавод в Омуре. Все они являлись участниками операции "Маттерхорн" и относились всё к той же двадцатой воздушной армии USAAF.
Советский Союз в итоге произвел более 1200 единиц Ту-4 и целую линейку машин на его базе. Он стал последним поршневым бомбардировщиком советских ВВС и служил вплоть до середины 60-х годов. Фото архив МО РФСоветский Союз в итоге произвел более 1200 единиц Ту-4 и целую линейку машин на его базе. Он стал последним поршневым бомбардировщиком советских ВВС и служил вплоть до середины 60-х годов. Фото архив МО РФ
Для экипажей, по настойчивым просьбам американцев, Москва сделала исключение, устроив им побег через британскую оккупационную зону Великобритании в Иране. А вот самолёты, несмотря на жаркие уговоры американцев, решили оставить. Благо повод для их задержания был железобетонный. Уже зимой 1945 года все американские "Суперкрепости" были отправлены в Москву, где поступили в распоряжение ОКБ "Туполев". Сам Андрей Николаевич хотел подсмотреть у американцев несколько технических решений для собственного дальнего бомбардировщика Ту-10. Но взвесив все за и против, Сталин приказал копировать В-29, что называется до последнего винтика. 19 марта 1945 года вышла директива под грифом "Совершенно секретно" о начале разработки дальнего бомбардировщика Ту-4, который был полной копией "Суперкрепости", даже в деталях. Этот циничный ход оказался вполне оправданным. Советская промышленность вынуждена была срочно получать новые компетенции и совершенствовать технологии: от производства двигателей, до материаловедения. Как это всё происходило, мы расскажем вам в одном из следующих материалов.
Уважаемые друзья. Заходите к нам на телеграм-канал (по синей ссылке). Все что мы не можем публиковать на Дзене, есть там. Лента насыщена свежими новостями с нашей оценкой, и много дополнительных авторских материалов. Это интересно и не скучно. Ждем вас всем сердцем. Спасибо!