«Табаков вовсе не гений, а так, кривляка, обычный актер»: о скандальном заявлении Марии Голубкиной и её мнении о профессии актера.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>«Табаков вовсе не гений, а так, кривляка, обычный актер»: о скандальном заявлении Марии Голубкиной и её мнении о профессии актера.СегодняСегодня3185 мин
В наше время сложно не заметить, насколько в российском обществе переоценена актёрская профессия. Люди этой сферы превратились в нечто большее, чем просто исполнители ролей — они вознесены почти до уровня касты избранных. Их окружает ореол эксклюзивности, гонорары сопоставимы с доходами бизнес-элиты, а медийное пространство рисует их в образе культурных титанов. Многие, едва появившись на экране в очередном сериале, тут же начинают представлять себя едва ли не выдающимися деятелями искусства.
Особенно примечательно, что и сами актёры весьма комфортно чувствуют себя в этой привилегированной среде, охотно поддерживая атмосферу взаимной похвалы и исключительности. В этом закрытом от посторонних глаз круге критика практически не приветствуется — тех, кто позволяет себе нелицеприятные высказывания, зачастую просто изгоняют из «тусовки». Однако находятся и те, кто не боится говорить правду. Одной из таких фигур, безусловно, является актриса Мария Голубкина. Вопрос лишь в том — всегда ли её откровения объективны? И стоит ли обсуждать публично тех, кого уже нет в живых? Вот об этом сегодня и поговорим.
***
Нельзя не признать, что некоторые заявления Голубкиной звучат весьма резонансно и часто попадают в самую точку. Например, она прямо говорит о лжи, которую нередко транслируют дети известных актёров, будто поступали в театральные вузы исключительно благодаря своему таланту и достигли всего самостоятельно. Мария честно призналась, что ей в начале карьеры помог Александр Ширвиндт — в память об её отце он устроил её в театр и поддержал на первых порах. За такую открытость и прямолинейность её действительно можно уважать. Однако не все высказывания актрисы столь же объективны и безупречны — некоторые буквально вызывают оторопь.
Мария ГолубкинаМария Голубкина
Наибольший резонанс вызвали слова Голубкиной о легендарном актёре Олеге Табакове, наделавшие недавно немало шума. СМИ поспешили осудить Марию, обвинив её в осквернении памяти великого актёра. Попробуем разобраться — действительно ли её критика неприемлема, или же ушедших из жизни легенд можно обсуждать, зная, что это, по крайней мере, не грозит судебным разбирательством ввиду отсутствия потенциального истца?
Сегодня стало почти модной тенденцией — высказываться негативно об ушедших личностях. Они уже не могут ответить, но их имена по-прежнему у всех на слуху. Такие высказывания привлекают внимание аудитории и журналистов, обеспечивая авторам скандальной реплики кратковременную популярность. На телевидении обсуждают личную жизнь умерших актёров, раскрывают не самые лицеприятные подробности — внебрачные дети, зависимости, измены. Не избежали этого Александр Абдулов, Спартак Мишулин и многие другие. Трудно смотреть на то, как оскверняют их память. И вот теперь — Олег Табаков.
После громких признаний Елены Прокловой, сделанных в прошлом году, часть общественности пришла к выводу, что её обвинения в домогательствах адресованы именно в адрес Табакова, хотя сама она конкретной фамилии не называла.
Елена ПрокловаЕлена Проклова
На фоне этого началась волна откровений от различных актрис, бывших студенток, коллег. При этом ни одно из обвинений в адрес мэтра не было подкреплено фактами. Тем не менее, в сети охотно подхватили эту тему, после чего началось массовое очернение актёра. Даже памятник ему в Саратове подвергся вандализму. В столице — тоже пытались осквернить.
Создаётся ощущение, что многие из тех, кто выдвигает обвинения, — это актрисы, так и не сумевшие добиться признания, стремящиеся заработать на своих рассказах для жёлтой прессы. И это печально, потому что за попытками наживы теряется правда. Особенно шокирует, что на фоне этого люди начинают подвергать сомнению сам талант Табакова. Некоторые утверждают, будто он был заурядным актёром. Ещё более поразительно слышать подобное от коллег — известных и уважаемых. Но, может быть, у них есть основания?
Когда Мария Голубкина в своих соцсетях прокомментировала интервью Прокловой, она заявила буквально следующее:
«Я на стороне Прокловой! Она не могла высказываться при жизни Табакова!» — что можно расценивать как косвенное подтверждение адресата обвинений.
Сергей Безруков и Олег Табаков на сцене МХАТСергей Безруков и Олег Табаков на сцене МХАТ
На заданный вопрос о гениальности Табакова, Мария парировала:
«Он вовсе не великий актёр. Вот Эйнштейн — это гений, а Табаков — просто актёр, и всё его мастерство заключается в умении кривляться. Ничего выдающегося в этом нет».
Это утверждение вызвало волну возмущения. Конечно, актёрское мастерство — категория субъективная. Одним нравится один исполнитель, другим — другой. Но гениальность в театре и кино определяется не громкими званиями, а глубиной перевоплощения, способностью актёра «прожить» роль, вжиться в образ до полной самоотдачи. Настоящий артист теряет себя на сцене, отдавая всего себя персонажу. Такие люди часто страдают внутренне, у них нестабильное эмоциональное состояние — и всё это ради того, чтобы подарить зрителю переживание. Сегодня лишь немногих можно назвать по-настоящему великими.
Но был ли именно Табаков гением? Многие так и не имели возможности увидеть его на сцене, а именно там лучше всего раскрывается настоящий талант. Но фильмография Табакова внушительна, и большинство из нас с теплотой вспоминают его роли. Если и говорить о критике, то она должна быть адресной и профессиональной: разбирая конкретные образы, указывать, где артист не дотянул, где эмоции были неестественными. Но просто называть его посредственностью — это поверхностно и несправедливо. Любого можно оболгать, особенно если он уже не может защититься. Голубкина многим показалась слишком резкой, вследствие чего возникает вопрос: а зачем ей вообще было делать такие заявления?
Кадр из к/ф "Полеты во сне и наяву" 1983 г.Кадр из к/ф "Полеты во сне и наяву" 1983 г.
Критика самой профессии актёра со стороны Марии Голубкиной тоже вызывает интерес. Она утверждает, что эта сфера сильно переоценена. И здесь сложно спорить. Многие артисты сами сформировали своё высокомерное положение: они отдалились от простых зрителей, превратились в замкнутую элиту. Подготовка к ролям нередко стала формальностью. На фоне дилетантов и позёров даже настоящие профессионалы теряются. Хочется надеяться, что когда-нибудь на первый план вновь выйдет подлинный талант, а не медийный шум. Но пока актёры позволяют себе с лёгкостью порочить тех, кто создавал славу отечественного кино, балом продолжают править сплетни и скандалы. Уровень Табакова или Янковского — планка, до которой многим не дотянуться. А вот бросить тень — это, как оказалось, куда проще.