«Так, вы с нами или против нас во время тайваньской войны?» — спрашивают США

«Так, вы с нами или против нас во время тайваньской войны?» - спрашивают США

Юго-Восточная Азия разрывается между тем, чтобы встать на чью-либо сторону: США или Китая в конфликте, который нарушит прогресс всех стран региона в мирное время. Спустя почти месяц после визита спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань и резкого ответа Китая Юго-Восточная Азия готовится, рассчитывает и подстраховывается от потенциального конфликта между сверхдержавами на своем внезапно дестабилизированном заднем дворе.

Мнения в регионе разделились на три лагеря. Во-первых, это оптимисты, которые преуменьшают тревожные сигналы, полагая, что надвигающаяся геополитическая буря вокруг самоуправляющегося острова рассеется и уляжется. Фебрио Какарибу, глава Агентства фискальной политики Министерства финансов Индонезии, предположил, что финансовые последствия китайско-тайваньского кризиса будут «ограниченными». 5 августа в деловом отделе Bangkok Post он заявил: — «Мало опасений по поводу китайско-тайваньского кризиса».

Второй лагерь уже выстраивается в очередь, чтобы обвинить Америку в излишнем разжигании напряженности. Бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад, который никогда не упускал возможности поколотить Запад, в этом месяце обвинил США в попытке спровоцировать войну на Тайване. Последняя группа состоит из так называемых реалистов, которые стремятся удержать власть в регионе. «Это опасный, опасный момент для всего мира», — заявила министр иностранных дел Сингапура Вивиан Балакришнан, добавив, что если американо-китайские отношения развалятся, «это означает более высокие цены, менее эффективные цепочки поставок, более разделенный мир и более разрушенный и опасный мир. Таковы ставки».

Министр иностранных дел Малайзии Сайфуддин Абдулла призвал все стороны урегулировать ситуацию «наилучшим образом», а официальный представитель министерства иностранных дел Таиланда Тани Санграт призвал к «крайней сдержанности». Министры иностранных дел блока Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которые встречались в Пномпене примерно во время визита Пелоси, призвали все стороны проявлять «максимальную сдержанность, воздерживаться от провокационных действий и соблюдать принципы, закрепленные в Уставе Организации Объединенных Наций и в Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии».

В нюансах блок подтвердил свою поддержку «политики» одного Китая, а не «принципа»: первое — обязательство не признавать правительство Тайваня, второе — более явное признание того, что Тайвань является частью территории Китая. Пекин считает Тайвань отступнической провинцией, которая должна быть «воссоединена» с материком. Ни одно правительство Юго-Восточной Азии, как и подавляющее большинство стран мира, официально не признает Тайвань как государство.

Несмотря на расхождения во взглядах, китайское вторжение на Тайвань было бы катастрофой для Юго-Восточной Азии на различных фронтах. Большая часть торговли региона проходит через Тайваньский пролив, который, вероятно, будет закрыт во время американо-китайского конфликта из-за острова. Экспорт Тайваня в регион АСЕАН в прошлом году составил 70 миллиардов долларов. Также вероятно, что в случае конфликта торговля с материковым Китаем, которая в прошлом году составила около 878 миллиардов долларов, также серьезно пострадает, что ослабит региональные цепочки поставок и экономику.

Почти наверняка западные демократии введут против Китая санкции, подобные тем, которые они ввели против России после ее вторжения в Украину. Это, вероятно, будет означать отключение Пекина от международных платежных систем, включая SWIFT, замораживание 3 триллионов долларов резервов Китая, находящихся за границей, запрет его банкам на торговлю и другое финансирование, связанное с Западом, и даже запрет на въезд его граждан в свои страны. Если будут применены вторичные санкции, это также повлияет на торговлю Юго-Восточной Азии с Китаем, поскольку страны будут вынуждены выбирать между китайскими и западными рынками.

Пекин вряд ли был бы в состоянии инвестировать в военное время столько же, сколько он инвестирует в мирную экономику АСЕАН. Геополитически мотивированный импорт — например, обещание Пекина закупать больше камбоджийской сельскохозяйственной продукции в ответ на санкции ЕС — скорее всего, будет сокращен, поскольку Китай переориентирует свои финансы на войну, а не на торговлю. «Война на Тайване была бы кошмарным сценарием для стран Юго-Восточной Азии, поскольку риск распространения был бы чрезвычайно высок», — говорит Нгуен Кхак Гианг, аналитик из Веллингтонского университета Виктории.

Юго-восток пережил «краткий мир» с 1980-х годов, отмеченный окончанием приграничных военных действий между Китаем и Вьетнамом в 1989 году. Мир позволил быстрому экономическому развитию и растущей торговой интеграции, усиливающейся с Китаем в его центре. Конфликт на Тайване, случайно или преднамеренно, скорее всего, быстро перекинется в Южно-Китайское море, где страны Юго-Восточной Азии, включая Вьетнам, Филиппины, Малайзию и Индонезию, в последние годы горячо оспаривали морскую экспансию Пекина.

Сильно милитаризованные острова и объекты в Южно-Китайском море Китая, вероятно, будут иметь ключевое значение для его военных действий с Тайванем, в том числе в качестве стартовых площадок для воздушных и морских атак с территорий, которые правительства Юго-Восточной Азии называют своими. Более того, если Америке не удастся удержать Пекин от захвата Тайваня, практически не останется никаких средств сдерживания, чтобы помешать Китаю захватить любую территорию в богатом ресурсами Южно-Китайском море, включая горячо оспариваемую цепь островов Спратли.

В то же время, противодействие Америки вторжению Китая, вероятно, будет в значительной степени опираться на ее базы двойного назначения на Филиппинах, где она содержит ротационные войска в соответствии с Соглашением (VFA). Бангкок также будет вынужден разрешить США доступ к своей базе У-Тапао, которую США использовали в стратегических целях во время войны во Вьетнаме. В 2019 году Сингапур подписал соглашение, которое разрешает США доступ к своим военно-морским и воздушным базам до 2035 года. Любое вмешательство в конфликт Великобритании также повлечет за собой использование ее военно-морских объектов в Сингапуре и Брунее.

Тем не менее, остается открытым вопрос, как отреагируют отдельные правительства Юго-Восточной Азии на китайское вторжение на Тайвань. При этом многое зависит от типа разгоревшегося конфликта, говорят аналитики. Если бы Пекин смог быстро и без особых потерь захватить контроль над Тайванем до того, как США смогли бы дать ответ, большинство правительств Юго-Восточной Азии смирились бы со свершившимся фактом, говорит Чонг Джа Ян, политолог из Национального университета Сингапура. Однако ответные действия Юго-Восточной Азии станут более сложными, если последует затяжной конфликт. Президент США Джо Байден несколько раз заявлял, что США будут защищать Тайвань, хотя его представители позже пытались скрыть его комментарии и заявляли, что Вашингтон по-прежнему придерживается «стратегической двусмысленности».

Но растет ощущение, в том числе в Юго-Восточной Азии, что администрация Байдена стала стратегически недвусмысленной, что означает, что она попытается защищать Тайвань, и, таким образом, любая попытка китайского вторжения приведет к конфликту сверхдержав на заднем дворе региона. Существенное американское вмешательство от имени Тайваня значительно изменило бы ставки. Большинство аналитиков, беседовавших с Asia Times, придерживались мнения, что в этом случае большинство стран Юго-Восточной Азии повернутся против Китая и встанут на сторону США, в основном из-за опасений создания прецедента в регионе, полном территориальных споров.

По словам аналитиков, только Лаос, Камбоджа и Мьянма, скорее всего, поддержат Пекин, вероятно, при этом заявляя о «нейтралитете». «Мы вряд ли увидим единый голос АСЕАН по этому вопросу», — говорит Джошуа Бернард Эспенья, постоянный научный сотрудник Международного сотрудничества в области развития и безопасности, аналитического центра в Маниле.

Однако ясно одно: затянувшийся конфликт на Тайване означал бы конец мирного статус-кво в регионе. Это также положило бы конец нынешней политике хеджирования в регионе между США и Китаем: ни одно правительство в Юго-Восточной Азии не хочет выбирать чью-то сторону, но конфликт вокруг Тайваня неизбежно вынудит их сделать это. После российского ввода войск на Украину в начале этого года правительства большинства стран Юго-Восточной Азии заявили о своем нейтралитете. За речами правительств скрывалось ощущение, что это далекая война, мало что значившая для них ни в экономическом, ни в стратегическом плане.

Этого не было бы, если бы конфликт разразился из-за Тайваня, который находится чуть более чем в 1200 километрах от оконечности Филиппин. По словам Эспенья, Лаос, Бруней, Мьянма и Камбоджа, вероятно, попытаются переждать конфликт и отложить свои голоса на уровне АСЕАН. Сингапур, Вьетнам и Индонезия «выразят крайнюю обеспокоенность и приведут свою оборону в состояние повышенной готовности. Таиланд и Малайзия могут дипломатично осудить Китай, но все равно будут призывать все стороны к сдержанности», — предсказал он, — «Поскольку Манила является самой близкой страной Юго-Восточной Азии, а также союзником США по договору, правительство Филиппин, вероятно, выполнит обязательства по Договору о взаимной обороне 1951 года, несмотря на внутренние опасения, что американцы могут снова втянуть филиппинцев, как и в последнюю войну в 1941 году.

По словам Джошуа Курланцика, старшего научного сотрудника по Юго-Восточной Азии в Совете по международным отношениям, помимо Филиппин, Таиланд — другой союзник Америки по договору в регионе — потенциально может быть вовлечен в конфликт. В течение многих лет Бангкок был главным посредником между США и Китаем в регионе. 14 августа ВВС Китая и Таиланда провели совместные учения. На июльской встрече между госсекретарем США Энтони Блинкеном и министром иностранных дел Таиланда Доном Прамудвинаем оба подтвердили свой давний союз по договору. Таиланд был возведен в статус союзника по договору, не входящего в НАТО, за его помощь в «войне с терроризмом» США. «Если Китай вторгнется на Тайвань — кроме Лаоса, Камбоджи и Мьянмы — я ожидаю значительного увеличения закупок оружия в Юго-Восточной Азии, которая уже является крупным центром закупок оружия, и более тесных связей с антикитайскими силами. в регионе: Япония, Австралия, США», — говорит Курланцик.

С 1 по 14 августа Австралия, Япония и Сингапур приняли участие в американских и индонезийских учениях Super Garuda Shield. На Сингапур оказано давление, чтобы он придерживался своего принципа противодействия любому нарушению национального суверенитета, что привело к введению им собственных санкций против России за ее вторжение в Украину. Будет ли город-государство в одностороннем порядке санкционировать Китай — это совсем другой вопрос. Аналитики говорят, что он вполне может искать безопасности через совместную программу санкций, наряду с Японией и Южной Кореей.

По словам Чонга, географическое положение также может определять реакцию отдельных штатов: -«Государства, которые находятся между важными воздушными, морскими и коммуникационными путями или физически находятся близко к Тайваню, могут столкнуться с давлением со стороны Вашингтона и Пекина, чтобы они заблокировали друг друга. США нуждаются в доступе через эти районы для перемещения своих активов с Ближнего Востока и Индийского океана. Союзникам США Южной Корее и Японии, да и Тайваню, эти районы нужны для доступа к энергоносителям с Ближнего Востока и торговли. Торговля и импорт энергоносителей через эти районы важны и для Китая».

То, каким образом правительства Юго-Восточной Азии повернутся, в конечном итоге может определяться реальной политикой. В случае затяжного конфликта столицы Юго-Восточной Азии «вероятнее всего, встанут на сторону того, с кем, по их мнению, может быть окончательный победитель», — добавил Чонг. Многие аналитики считают, что Тайваню будет чрезвычайно трудно, даже при полной поддержке США, защитить себя от превосходящих сил Китая. В то же время санкции против Пекина под руководством Запада, вероятно, будут менее разрушительными, чем санкции, введенные сейчас против России, которые до сих пор были слабыми и в значительной степени неэффективными. По словам Чонга, государства региона, имеющие споры с Китаем в Южно-Китайском море, в частности Вьетнам, Филиппины и Индонезия, могут рассмотреть вопрос о том, позволит ли им поддержка США получить преимущество в двусторонних спорах с Пекином.

Вьетнам, например, осторожно относился к официальному развитию своих отношений с США из-за опасений, что Китай, его крупнейший торговый партнер, может принять ответные меры. Но Ханой может встать на сторону США в разгар войны на Тайване, особенно если Пекин будет продвигаться медленно из-за опасений, что заявленные им территории могут стать следующими в поле зрения Китая после военной мобилизации. Опросы общественного мнения Юго-Восточной Азии о потенциальной войне на Тайване немногочисленны и редки, что затрудняет прогнозирование реакции региональных правительств. В опросе «Индекс восприятия демократии 2022», опубликованном ранее в этом году Latana и Фондом «Альянс демократий», респондентам задавался вопрос: «Если Китай начнет военное вторжение на Тайвань, считаете ли вы, что вашей стране следует разорвать экономические связи с Китаем?». Индонезийцы входили в тройку национальных групп, которые хотели поддерживать связи. Чистое большинство респондентов из всех шести опрошенных государств Юго-Восточной Азии заявили, что их правительства должны поддерживать экономические отношения, включая вьетнамское и сингапурское. Филиппинцы разделились почти поровну по этому вопросу.

Дэвид Хатт