Так зачем действительно путешествовал Си по Центральной Азии

Так зачем действительно путешествовал Си по Центральной Азии

Внутренняя стабильность, а не демонстрация силы, Председатель КНР Си Цзиньпин совершает свою первую поездку за границу после пандемии Covid-19. Впервые с начала пандемии Covid-19 председатель КНР Си Цзиньпин покинул Китай, чтобы посетить Казахстан, а затем Узбекистан для участия в саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Это контрастирует с предыдущими сообщениями о потенциальной поездке Си в Саудовскую Аравию или предположениями о том, что первая зарубежная поездка Си будет в Индонезию на саммит G20. Помимо Китая, в ШОС входят Россия и Индия в качестве полноправных членов, а также Иран в качестве наблюдателя, претендующего на полноправное членство, наряду с многочисленными членами из Центральной и Южной Азии.

Решение Си посетить Узбекистан и лично принять участие в саммите ШОС указывает на то, что Пекин в первую очередь сосредоточен на укреплении стабильности дома, а не на проецировании силы в Восточной и Юго-Восточной Азии. Однако риторика администрации Байдена о демократии против автократии может превратить ШОС из организации, занимающейся прежде всего борьбой с терроризмом и внутренней стабильностью, в более сплоченную международную группировку, способную бросить вызов интересам США за рубежом.

Первый зарубежный визит Си Цзиньпина почти за три года для участия в саммите ШОС демонстрирует внимание Пекина к внутренней безопасности, а не к проецированию силы. До того, как была опубликована учредительная декларация ШОС, первоначальные члены создали Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Учитывая статус этого документа как основы ШОС, визит Си показывает, что Пекин считает, что терроризм и сепаратизм, особенно в Синьцзяне и Тибете, остаются серьезной угрозой для Китая и Коммунистической партии Китая (КПК).

Си, вероятно, считает, что угроза останется значительной в свете усиления критики со стороны Запада в отношении нарушений Китаем прав человека в этих регионах. Оживляя отношения Китая с его центральноазиатскими партнерами, Си может помочь сократить внешнюю поддержку любых сепаратистских и террористических группировок в Синьцзяне и других районах проживания меньшинств. В том же свете визит Си дает ему возможность встретиться с премьер-министром Индии Нарендрой Моди и улучшить, пусть даже незначительно, китайско-индийские отношения и пограничную стабильность. Встреча между лидерами будет основываться на недавней деэскалации напряженности на границе после многих лет проблем и вернет переговоры по территориальным спорам в более стабильное русло.

Это может также свидетельствовать об усилиях Пекина оторвать Нью-Дели от «Квада», хотя это будет сложнейшая задача. Тем не менее, прогресс в обеспечении стабильности границ и китайско-индийских отношениях позволит Пекину сосредоточиться на других, более насущных внешнеполитических приоритетах. Не менее важный для укрепления территориальной целостности и стабильности границ, визит Си на саммит ШОС свидетельствует о том, что Китай обеспокоен доступом к энергетическим и продовольственным ресурсам. Без надежного доступа к энергии китайская экономика будет сдерживаться.

За последние два года нехватка энергоресурсов , жара и засуха привели к сокращению внутреннего производства энергии в Китае. Точно так же засуха в этом году может нанести ущерб сельскохозяйственному сектору и общей продовольственной безопасности. С 2021 года Пекин уделяет первоочередное внимание продовольственной безопасности, и Си Цзиньпин назвал ее важной для национальной безопасности. Но это гораздо больше. Подобно важности энергии для экономики — и, следовательно, легитимности КПК — питание населения было основным фактором легитимности любого китайского правительства. Непосредственное участие Си Цзиньпина в саммите ШОС могло бы помочь укрепить импорт Китая энергоресурсов и сельскохозяйственной продукции из Центральной Азии, России и Ирана.

Инициатива «Один пояс, один путь» (BRI) также может оживиться и получить новые обещания, хотя текущая экономическая ситуация в Китае сделает их скорее риторикой, чем реальностью. Несмотря на это, Пекин будет стремиться продолжить успехи BRI. Китай считает, что экономическое и инфраструктурное развитие континентальной Азии имеет важное значение для национальной безопасности. Эти районы станут важными опорами для торговли и движения ресурсов, если Китай будет отрезан от Тихого океана. Китай имеет военное присутствие в Таджикистане.

На данный момент усилия Си лучше всего работают во время двусторонних встреч на саммите, но риторика администрации Байдена о демократии против автократии рискует превратить ШОС из относительно доброкачественной организации в более содержательный орган. Члены ШОС не являются образцами демократии. Даже в Индии есть свои проблемы. Сильная и активная ШОС, объединенная страхом перед операциями США по смене режима, может представлять угрозу интересам США во всем мире и представлять собой крупный внешнеполитический провал Америки.

Это эффективно контролировало бы «Макиндеровский Хартленд» и еще больше объединило бы Китай и Россию против Соединенных Штатов. Это ослабило бы способность Вашингтона защищать и продвигать свои жизненно важные интересы. Кроме того, если Нью-Дели установит более тесные связи с организацией, ШОС будет иметь сильную позицию на всем азиатском континенте, а Пекин, вероятно, будет первым среди равных.

Политика США должна учитывать значение первого зарубежного визита Си Цзиньпина за последние годы и соответствующим образом корректироваться. Китай демонстрирует свою способность представлять непосредственную и огромную угрозу интересам США и их союзников в Индо-Тихоокеанском регионе. Пока Пекин сдерживается проблемами внутренней стабильности, пограничными проблемами и нехваткой энергии и продовольствия. Вместо того, чтобы настаивать на де-факто сдерживании и рисковать объединенной авторитарной осью против Америки, Вашингтону следует проявить сдержанность и потратить дополнительное время на разработку реальной китайской стратегии с конечной целью и реалистичными средствами.

КУИНН МАРШИК, научный сотрудник Defense Priorities