«Техническое правительство» — экстренное решение для Макрона в случае если никто не получит абсолютного большинства в Национальном собрании
Если после выборов не будет абсолютного большинства, вотумы недоверия могут привести к падению будущих правительств. Чтобы избежать этого сценария, глава государства может назначить исполнительную власть, не имеющую политического веса, до следующего роспуска.Эммануэль Макрон, президент Французской Республики, в Париже 8 июня 2024 года. (ДАНИЭЛЬ ДОРКО / ХАНС ЛУКАС / АФП)
"Мы можем получить неуправляемую страну". Спустя примерно десять дней после роспуска Нацсобрания сторонники Эммануэля Макрона пытаются обрисовать политический ландшафт Франции после выборов в законодательные органы в воскресенье 30 июня и 7 июля. В результате голосования, которого желает глава государства, в любом случае может не быть абсолютного большинства, то есть более 289 депутатов, как это было в период с июня 2022 по июнь 2024 года.
После того как вердикт 577 избирательных округов Франции будет вынесен, новое относительное большинство в Нацсбрании заставит несколько партий договориться о формировании правительства. Ни один из трех основных лагерей не сможет самостоятельно собрать правительственную команду. Однако каждый из них мог бы попытаться договориться с другими партнёрами слева и справа от себя, но при этом рисковал бы не получить большинства в соответствии с общим проектом.
"Чем неуправляемее, тем техничнее"
Блоки "Национальное объединение" и "Новый народный фронт" также могут начать коалиционные переговоры. Но даже если им это удастся, каждый сам по себе, новая исполнительная власть в любом случае будет очень хрупкой. Флер Журдан, юрист, специализирующийся на государственном праве, сказала моим французским коллегам: "Мы можем оказаться в тупиковой ситуации, когда попытаемся сформировать правительство, которое будет быстро свергнуто в результате вотума недоверия", принятого 289 депутатами. Такая ситуация может повториться как минимум до июля 2025 года, поскольку новый роспуск может состояться только в год, следующий за предыдущим, согласно статье 12 Конституции Пятой республики.
Чтобы избежать серьёзной нестабильности в правительстве на долгие месяцы, Эммануэль Макрон, возможно, решит назначить главой правительства человека, не склонного к разногласиям, который в свою очередь предложит министров, придерживающихся единого мнения. "Чем более неуправляемым будет правительство, тем более техничным оно будет, — предсказывает процитированный выше руководитель "Ренессанса". — Когда мы говорим о техническом правительстве, мы имеем в виду коалицию с максимально возможным согласием, не обязательно между союзниками, которые согласны с названием, не обязательно политическим".
Министры в таком правительстве будут обладать политической легитимностью не благодаря своим мандатам, а благодаря своим навыкам или функциям. Это могут быть высокопоставленные государственные служащие, технические специалисты или специалисты в определенных областях. "Идея заключается в том, что партии не должны участвовать в правительстве, потому что они не хотят нести ответственность за проводимую политику, — объясняет эксперт по конституции Бенджамин Морель в эфире LCI. — Это позволит сэкономить год, до следующего роспуска, когда партии подготовятся к следующим выборам и согласятся сделать страну управляемой, не голосуя за вотум недоверия". В обмен на некую форму стабильности это техническое правительство будет выступать за незначительное количество раскольнических мер, если таковые вообще будут иметь место.
"Правительство управляет администрацией, что не так уж и сложно. Оно принимает законопроекты, которые могут быть срочными, особенно с экономической точки зрения. Оно принимает бюджет, который, вероятно, является самой сложной частью процесса, потому что ваш бюджет — это индикатор вашей политики", — добавляет специалист.
В своей новейшей истории Франция не экспериментировала с чисто техническим правительством. "Первое правительство Мишеля Дебре в Пятой республике (1959-1962), однако, было задумано как правительство технарей: Морис Куве де Мюрвиль возглавлял Министерство иностранных дел, а Пьер Мессмер — Вооруженные силы, — вспоминает историк Жан Гарригес. — Это был поиск личностей без сильной политической идентичности".
Постепенно избранные представители стали доминировать в правительстве, хотя представители "гражданского общества", не имея мандата, регулярно привлекались для управления портфелями, которые иногда были обширными и явно политическими. Так было с Николя Юло от экологии в 2017 году, Эриком Дюпон-Моретти от юстиции в 2020 году и Амели Удеа-Кастера от спорта в 2022 году, причем никто из них не является профессиональным политиком.
Многочисленные итальянские примеры
Если бы после роспуска Франция решила поэкспериментировать с техническим правительством, она могла бы черпать вдохновение в нескольких европейских странах. Во время пандемии ковида Бельгией руководило временное правительство. В Италии со времен Второй мировой войны сменилось четыре технических правительства, последнее — с февраля 2021 года по октябрь 2022 года — возглавлял экономист Марио Драги. "Эти экспертные правительства возглавляет человек, который не избирается и не является членом политической партии. То же самое касается, по крайней мере, некоторых министров", — пояснила Николетта Перло, преподавательница публичного права в университете Капитолия в Тулузе.
Специалист отмечает, что такие правительства появляются "после кризисов, которые не удалось разрешить предыдущему правительству", и задумываются "как временные правительства для решения проблемы". Например, правительство Марио Драги "появилось после политического и экономического кризиса, связанного с ковидом", объясняет она, и имело "поддержку очень широкой коалиции политических партий".
По словам Николетты Перло, итальянские правительства, состоящие из экспертов, не ограничиваются управлением повседневными делами, а занимаются "политикой" и "провели самые важные реформы за последние годы". Например, Марио Драги за время своего правления завершил разработку плана восстановления экономики. Но "правительства экспертов не помогают партиям выйти из кризисов", — добавляет специалист. Согласие длится недолго, и такие правительства единства, как правило, "приводят к власти на следующих выборах антисистемные партии", отмечает Николетта Перло.
От политического кризиса к кризису институтов?
Партия "Братья Италии" нынешнего премьер-министра Джорджии Мелони "не входила в коалицию, которая поддерживала Марио Драги", объясняет специалист. "Поскольку она не была правящей, она могла свободно критиковать правительство и говорить, что она сделает лучше", — отмечает Николетта Перло. В сентябре 2022 года ультраправый политик победила на всеобщих выборах, набрав более 25 % голосов, по сравнению с 4,35 % в 2018 году.
Может ли такое произойти во Франции? Николетта Перло сомневается в формировании технического правительства по итальянской модели: "Мы столкнулись с кризисом, который носит политический, а не экономический или какой-либо другой характер. Скорее всего, всё осложнится, если президент решит назначить кого-то, кто не принадлежит к партии, за которую боролись во время выборов". Историк Жан Гарриг продолжает: "Это заставит нас задуматься о способности институтов реагировать на такую конструкцию политической жизни с тремя блоками. Политический кризис может перерасти в кризис режима, что усугубит нестабильность в стране, и без того потрясенной роспуском".
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».