Топливный кризис в России: как дефицит бензина парализует регионы и ускоряет инфляцию

Топливный кризис: горящие перспективы и последствия для всех

Сентябрь 2025 года стал переломным моментом для российского топливного рынка. То, что начиналось как временные перебои с поставками в отдельных регионах, переросло в полномасштабный кризис, затрагивающий десятки субъектов федерации. Ситуация развивалась стремительно: если в августе проблемы отмечались преимущественно на Дальнем Востоке и в Крыму, то к началу сентября дефицит топлива охватил центральные, южные и поволжские регионы страны. Экономисты и отраслевые эксперты признают, что текущая ситуация стала одной из самых серьезных за последнее десятилетие.

Независимый топливный союз констатирует, что перебои с поставками высокооктановых бензинов приобрели системный характер. Президент НТС Павел Баженов отмечает: «На российском рынке топлива действительно наблюдаются определенные сложности. Нехватка высокооктановых бензинов обусловлена системным дисбалансом между производственными возможностями и существующим спросом, фактором сезонности и рядом иных причин». Это подтверждается данными о временном закрытии множества независимых АЗС в различных регионах страны.

География кризиса: от Дальнего Востока до центральных регионов

Кризисная карта России продолжает расширяться. На Дальнем Востоке проблемы с поставками бензина зафиксированы в Амурской, Магаданской, Сахалинской областях, Хабаровском крае, Республике Якутия, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе. В европейской части страны сообщения о нехватке топлива поступают из Рязанской, Нижегородской, Саратовской, Самарской, Ульяновской, Пензенской, Ростовской, Астраханской областей, а также из республик Калмыкия и Татарстан.

Дмитрий Тортев, член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции, констатирует: «Сначала проблема нехватки топлива носила локальный характер, но теперь с дефицитом сталкиваются все больше регионов — от самых удаленных и до европейской части России» . Особенностью текущей ситуации является то, что в наибольшей степени страдают независимые автозаправочные станции, не имеющие собственных добывающих мощностей и хранилищ.

Ценовой шок: биржевые рекорды и розничные последствия

Биржевые цены на бензин демонстрируют беспрецедентный рост.4 сентября 2025 года стоимость АИ-95 обновила исторический максимум, достигнув 82,38 тысячи рублей за тонну. Бензин АИ-92 подорожал до 70,65 тысячи рублей за тонну . Для сравнения: в середине июля 2025 года цена на бирже составляла 47,42 против 58,50 в рознице . Такой стремительный рост обусловлен множеством факторов, включая ажиотажный спрос участников рынка.

Особенностью текущего кризиса стало формирование значительного разрыва между оптовыми и розничными ценами. Как отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, в России действует гибридная система ценообразования, где розничные цены зависят от трех факторов: налогов, договоренностей между правительством и нефтяными компаниями о сдерживании розничных цен в пределах годовой инфляции, и лишь в последнюю очередь — от влияния оптовых цен на розницу.

«Биржевые котировки, на которые все смотрят и ужасаются, влияют на опт. Но не оказывают прямого влияния на розницу. Косвенное — да. Поэтому в розничном сегменте у нас кризиса нет. А в оптовом он есть»

Такой дисбаланс привел к тому, что многие независимые АЗС работают в убыток. По словам экспертов, «все российские заправки со второй половины июля работают в минус по продажам АИ-92 и АИ-95» . Это вынуждает их либо прекращать продажу наиболее популярных марок бензина, либо значительно повышать цены, перекладывая дополнительные издержки на конечных потребителей.

Причины кризиса: от дронов до демпфера

Текущая ситуация вызвана сочетанием множества факторов, каждый из которых усугубляет общую картину.

Атаки на нефтеперерабатывающую инфраструктуру стали ключевым триггером кризиса. Как отмечается в аналитическом материале, новая волна атак, начавшаяся 2 августа 2025 года, имеет принципиально иной характер по сравнению с предыдущими годами: «Украина обладает значительно большим запасом дронов и способна проводить регулярные массированные атаки, перегружающие систему ПВО России» . Нынешняя тактика направлена на нанесение максимальных повреждений вплоть до вывода заводов из эксплуатации, а не просто снижение объемов производства, как в 2024 году.

К середине августа 2025 года в России оказались повреждены Ухтинский, Рязанский, Саратовский и Волгоградский НПЗ, а также все три завода Самарской группы (Сызранский, Новокуйбышевский и Самарский). Регулярным атакам подвергаются заводы Ростовской области и Краснодарского края . По оценкам экспертов, из активного использования могло выпасть до 17% мощностей, что заметно повлияло на выпуск бензина, особенно высокооктанового АИ-95.

Сезонные факторы традиционно оказывают влияние на топливный рынок в летний период. Сельскохозяйственные работы находятся в разгаре, а горожане активно путешествуют на личных автомобилях. В 2025 году объем автотуризма вырос в РФ на 43%, что соответствует 126 миллионам поездок . Одновременно многие россияне из-за участившихся задержек и отмен авиарейсов стали больше пользоваться личными автомобилями для дальних поездок.

Логистические проблемы усугубляют ситуацию, особенно в отдаленных регионах. Сложная доставка в отдаленные регионы, среди которых юг, Сибирь и Дальний Восток, создает дополнительные трудности . Высокие логистические издержки — объективная данность для такой огромной страны как Россия.

Особенности государственного регулирования также вносят свой вклад в кризис. Демпферный механизм, обязывающий нефтяные компании продавать бензин по ценам в узком коридоре, снижает эффективность рыночных сигналов и лишает производителей стимулов увеличивать объемы поставок и создавать сезонные запасы . Кроме того, высокие процентные ставки сделали малорентабельными или даже убыточными операции по арбитражу, когда оптовики скупали излишки топлива весной на низком рынке и закладывали его на хранение для продажи в конце лета.

Последствия для экономики и населения

Топливный кризис оказывает многоплановое негативное воздействие на экономику страны и благосостояние граждан.

Инфляционное давление становится одним из наиболее заметных последствий. Как отмечает директор Центра исследований социальной экономики Алексей Зубец, если цены на бензин в рознице продолжат расти, это может добавить к общему индексу инфляции один-два процентных пункта . Потребительские товары будут дорожать в основном в провинции, где поставщиков неизмеримо меньше, чем в столице и других мегаполисах.

Этот прогноз особенно тревожен на фоне и без того высокой инфляции. По данным на апрель 2025 года, инфляция превысила 10%, а пищевая инфляция составила почти 12,7% . Как отмечают эксперты, «цены на продукты официально выросли более чем на 12%, но фактически — на 20–30% в ряде категорий» . Топливный кризис усугубляет эту тенденцию, увеличивая транспортные издержки производителей и ритейлеров.

Снижение потребительской активности наблюдается на фоне падения реальных доходов населения. Роман Харланов, сопредседатель «Деловой России» в Московской области, констатирует: «Реальная покупательная способность населения падает, так как рост цен опережает рост доходов» . Более 60% россиян ожидают дальнейшего роста цен, что приводит к изменению потребительского поведения: люди покупают только товары со скидками или по акциям, откладывают крупные покупки.

Проблемы для бизнеса, особенно в сфере грузоперевозок, становятся все более выраженными. Как отмечается в материалах по рынку грузоперевозок, за последние шесть месяцев 2024 года в России прекратили деятельность более 6 500 компаний, работавших в сфере автомобильных грузоперевозок. Рост числа ликвидаций составил почти 55% по сравнению со второй половиной 2023 года . Рост расходов на топливо усугубляет и без того сложную ситуацию в отрасли.

Меры реагирования и перспективы решения кризиса

Правительство России предпринимает различные меры для стабилизации ситуации на топливном рынке.28 июля 2025 года был полностью запрещен вывоз бензина из России до 31 августа, однако эта мера оказалась недостаточно эффективной . Как отмечают эксперты, запрет на экспорт является единственной эффективной мерой, доступной властям, но его действенность снижается из-за структурных проблем отрасли.

Федеральная антимонопольная служба хочет повысить норматив продажи бензина на бирже для производителей и проводит анализ цен на АЗС для выявления нарушений законодательства . Однако эти меры носят скорее точечный характер и не способны кардинально изменить ситуацию.

Эксперты предлагают различные пути решения проблемы. Алексей Зубец указывает на два возможных варианта действий: «Во-первых, можно было бы закупить бензин в дружественных странах, в частности, в Белоруссии или Индии. Во-вторых, для обеспечения эффективной противовоздушной защиты НПЗ не обойтись без корректировок в законодательстве».

Андрей Лобода, экономист и топ-менеджер в области финансовых коммуникаций, подчеркивает необходимость системных решений: «В долгосрочном плане важным шагом станет формирование стратегических запасов топлива, которые позволят смягчать и нивелировать любые негативные сценарии».

Павел Карпус, партнер «S+Консалтинг», указывает на необходимость системного развития инфраструктуры, в том числе модернизации НПЗ и строительства сети хранилищ резервов топлива, для снижения остроты проблемы.

Несмотря на серьезность текущей ситуации, большинство экспертов сходятся во мнении, что признаков полномасштабного топливного кризиса пока не видно. Как отмечает глава «Альянс тракс» Алексей Иванов, «речь идет о случаях локального дефицита — в конкретных регионах и городах» . Однако даже эти локальные проблемы оказывают значительное влияние на экономику и население страны, подчеркивая необходимость глубоких структурных реформ в топливно-энергетическом комплексе России.

В ближайшей перспективе россиянам, вероятно, придется столкнуться с дальнейшим ростом цен на топливо и потребительские товары. Как предупреждают эксперты, в августе и сентябре 2025 года отдельные независимые игроки в регионах могут прекращать продажу АИ-92 и АИ-95, объясняя это логистическими проблемами . Это потребует от властей не только краткосрочных мер по стабилизации рынка, но и разработки комплексной стратегии развития нефтеперерабатывающей отрасли, способной функционировать в новых геополитических и экономических реалиях.