Традиции западной пропаганды никуда не ушли. В чем сходство Зеленского и бельгийского короля?
Бельгийский историк Энн Морелли дала интервью немецкой газете Jungewelt, в которых раскрыла некоторые особенности украинской пропаганды в ходе войны. Свои тезисы она представит, в том числе 14 января на 28-й Международной конференции Розы Люксембург в Берлине.
Морилли специализируется на пропагандистких мифах. В 1995 году она, в частности, она написала книгу о великих мифах истории Бельгии, Фландрии и Валлонии, разоблачив стремления историков создавать мифологические конструкции как элементы нацстроительства. Этим же занимается и современная пропаганда, и военная пропаганда — из той же оперы.
Автор признает, что пропаганда в военное время стало элементом пиара. Но в XXI веке произошла профессионализация сферы. «Эти люди работают не по идеологическим мотивам, а просто выполняют заказы, — рассказала эксперт в интервью. — Сегодня они могут делать рекламу Пепси-колы, а завтра это может быть уже реклама войны в Ираке. Для этого набираются актеры, которые обучены всегда говорить правильные вещи и выступать перед аудиторией».
Ровно то же самое мы и видим сегодня на пропагандистком западной фронте. Во время войны на Украине пропаганда питается преимущественно аффективными образами, которые, по-видимому, призваны вызывать сильные эмоциональные импульсы. Критики уже говорят о «войне тик-ток».
Но и в этом тоже нет ничего нового. Пропаганда всегда играла на эмоциях. В годы Первой мировой когда Германия напала на Бельгию, Европа изображала бельгийцев как Давида, сражавшегося с Голиафом. Ровно так же националистов «Азова» в Мариуполе для прессы представляют чуть ли не спартанскими воинами. Но не забывает пропаганда и об образе «солдата-гуманитария», который скорей не боец. Он не прибегает к насилию, а предпочитает защищать мирных жителей и обеспечивать продовольствием женщин, детей и стариков.
«По такой модели работает нарратив об украинском руководстве, как о самоотверженных спасателях, гуманистах. Владимир Зеленский при поддержке бульварных СМИ идеально воплощает это — хотя он, как известно, уклоняется от уплаты налогов, жестоко подавляет оппозицию и безжалостно загоняет своих солдат в мясорубку Донбасса. Во время Первой мировой войны бельгийские монархи играли похожую роль: король Альберт выступал в роли храброго рыцаря очень маленькой страны, находящейся под угрозой, а королева Елизавета выступала в роли медсестры, сопровождающей его на фронт», — провела ассоциации Анн Морелли. Эти сюжеты очень нравились журналистам желтой прессы, но имели мало общего с действительностью.
Разумеется, для таких утрированных положительных образов, нужно утрировать и образ врага. Именно поэтому западная пропаганда демонизирует российских солдат, изображая их насильниками, убивающих мирных граждан, делает вывод бельгийский эксперт: «Пропаганда действует только как бинарная система. Следовательно, вражеский солдат должен быть представлен как радикальная противоположность нашему доброму солдату и подвергнут моральному давлению: он садист, нападает на невинных людей и нападает на молодых девушек».
Морилли еще 20 лет назад сформулировала в своей монографии 10 принципов военной пропаганды.
1. Мы не хотим войны, мы только защищаемся!
2. Наш противник несет полную ответственность за эту войну!
3. Лидер нашего противника по своей сути злой и напоминает дьявола.
4. Мы защищаем благородное дело, а не наши конкретные интересы!
5. Враг целенаправленно совершает злодеяния; если мы совершаем ошибки, это происходит без намерения.
6. Враг использует незаконное оружие.
7. Мы терпим мало потерь, потери врага значительны.
8. Признанные интеллектуалы и художники поддерживают наше дело.
9. Наше дело священно.
10. Тот, кто ставит под сомнение нашу пропаганду, помогает врагу и является предателем.
По словам Морелли, эти принципы на западе используются регулярно и были очевидны во время войны в Ираке, Югославии.