Трагедия БДК «Цезарь Куников» как отражение проблем Российского флота

Трагедия БДК "Цезарь Куников" как отражение проблем Российского флота

После трагедии с БДК "Цезарь Куников" приходит информация, что в руководстве Черноморским флотом произошла замена командующего. Как исправит это ситуацию с потерями кораблей, пока не ясно.

Пишут пока что должность временно будет замещать (возможно что и на постоянной основе), начальник штаба ЧФ. Если подходить с технической точки зрения на проблемы с потерями Черноморского флота, то это просчеты больше всего штаба. Любое планирование действий флота планирует штаб. Он должен контролировать так же выполнения своих распоряжений и планов. Так же штаб осуществляет планирование обучения и подготовки флота. По моему мнению такое назначение не усиливает, а продолжает поддержание тех проблем, что существуют во флоте.

Но это все мелочи, по сравнению с тем что эта проблема идет от еще Сердюковских реформ. Под руководством Сердюкова флоты подчинили сухопутным штабам по направлениям. То есть флот в оперативном плане должен подчиняться и действовать в интересах оперативного командования стратегического направления. Согласно реформе, в России сокращались военные округа и вместо них формировались 4 военных округа — стратегических направлений. Им в подчинении передавали флота и флотилии по направлениям.

Возможно это и правильно было придумано. Флот как и авиация и другие рода и виды войск должны действовать в интересах главного вида войск — сухопутных. Как известно, в большинстве войн победу в противостоянии достигаются сухопутными армиями. Фашистскую Германию и Милитаристскую Японию в 1945 году мы разгромили в сухопутных сражениях. Действия флотов были в основном вспомогательными, в интересах сухопутных войск. Как обычно идея хорошая, а вот реализация не совсем понятна.

Плюс проблемы ЧФ тянулись с того момента как он попал под раздел и соглашение между Украиной и Россией по разделу флота 1993 года. По этому договору Россия не имела право вводить в строй новые корабли или модернизировать стоящие в строю корабли. Это относилось к тем кораблям, которые по штату были приписаны к Севастопольской базе.

После 2014 года модернизация флота происходила, но не теми темпами которыми хотелось или требовала стратегическая необходимость. Большие и основные корабли ЧФ не успели пройти модернизацию. На них не произошла замена оборудования на новые виды вооружения и электронного оборудования.

Если посмотреть на БДК "Цезарь Куников", это корабль введенный в строй в 1989 г., отвечал военной морской доктрине Советского Союза разработанной в 70-х и 80-х

годах. Его электронное оснащение и вооружение уже не отвечает требованиям современного морского боя. Так как это БДК, он должен действовать в составе группировки кораблей. Его должны прикрывать боевые вспомогательные корабли, которые его должны прикрывать противолодочные и корабли с мощной ПВО. Высаживать десант он мог только на берег со слабым противодействием противника. То есть он должен был подвозить технику и войска только после того, как передовые части взяли под надежный контроль участок вражеского берега.

Судя по той информации, что мы имеем корабль ни как не был прикрыт другими кораблями. Это видимо следствие ряда сделанных ошибок штабом ЧФ. Руководство штаба не оценили правильно угрозу своим кораблям от вражеских БЭК. Внутренние коммуникации морских портов прикрыли в инженерном плане и средствами ПВО. Я это видел лично когда был в Севастополе. То прибрежные воды у Крымского полуострова были прикрыты недостаточно.

Как видим малый ракетный Катер и БДК были поражены у нашего берега. Это говорит о том, что разведка и прикрытие организованы плохо. Не хватает необходимого оборудования на кораблях, сил и средств по контролю за морской гладью. После 2-3 успешных атаках на Крымский мост и Севастополь тут подвижки произошли. Сам видел.

Тут видимо еще есть и просчеты у самого Министерства обороны ВС РФ. Боевые действия на Черном море нашим штабом не являются приоритетными. Как обычно воюющей армии ни чего не хватает. Это такая особенность войны, тут ни чего не поделаешь.

Я слышал от историков такую информацию. Какого то советского маршала историки спросили: Когда войскам во время ВОВ войска перестали ощущать нехватку в материальном обеспечении? Он ответил, что только это случилось только после 9 мая 1945 года. Это и понятно, снизились потери материальных ценностей, людей и военной техники. Стало происходить накопление сил и средств.

Пресловутая концепция "снизить человеческие потери" привели к оставлению нами Острова Змеиный и "нефтяных вышек Бойка" в Черном море. Противник не считался со своими потерями, он вынудил нас уйти оттуда. Тем самым он снизил наш контроль за частью акватории Черного моря у своих берегов. Это способствует тому что, ВМСУ и ВСУ может беспрепятственно применять БЭКи и БРЛА над черным морем. Причем его БЭК и БПЛА могут атаковать относительно "безопасные" объекты в Крыму и на Северном Кавказе.

Давайте быть объективными наши военные руководители слабо придают значения некоторым видам нового оружия. В СВО Украина и Россия вошли практически на равных в отношении развития безэкипажных катеров и беспилотных подводных аппаратов. Что сейчас? Мы видим, что ВМСУ широко применяют свои БЭК, а мы только "завершаем испытания" и все только на уровне демонстрации отдельных экземпляров на выставке "Армия" 2022 или 2023.

Противник свое беспилотное морское оборудование в строй вводило быстро. Если что то не отвечало требованиям ведения боя, то они это модернизировали. Да, Украина может свободно получать или закупать двигатели для БЭК, готовые решения по оснащению этих катеров системами управления и навигации. Но и мы в этом плане не новички. Нужно завершать эту практику затягивания испытания каких то видов техники и вооружения. Испытания должны происходить в ходе боя. Если что то работает не так, то это сразу будет видно в ходе боевых действий.

Трагедия БДК "Цезарь Куников" как отражение проблем Российского флота

С 2015 года мы громко смеялись над таким проектом Украины как катер "Гюрза". Как мол такое судно способно противостоять Черноморскому флоту. Сейчас я вижу, что нам такие суда нужны как воздух. Такие катера могли бы бороться с БЭКами на море. Их можно быстро построить и ввести в строй. Их можно построить в большом количестве. Эти катера малозаметны для РЛС противника. Ими можно прикрыть наши внутренние транспортные морские пути. Их содержание не сильно затратно. Подготовка экипажей не требует больших и сложных планов.

При их создании необходимо учитывать возможность модульного комплектования оснащения и вооружения. То есть сам корпус катера, органы управления и жизнеобеспечения без изменения, средства связи. А вот вооружение и электронное оборудование можно менять в короткий срок. То есть, если есть угроза использования противником БЭК, мы размещаем РЛС и вооружение для борьбы с ними. Необходимо бороться с подводными беспилотниками, меняем и устанавливаем оборудование для борьбы с ними. Требуется использовать их в высадке десанта, устанавливаем соответственное оборудование. Требуется борьба с БПЛА устанавливаем ЗРК и РЛС воздушной разведки.

Пока таких катеров нет, можно оснастить те катера что есть на вооружении ЧФ. Я видел какие то малые катера в серой раскраске которых было большое количество в порту. На них нет ни какого вооружения. Можно их оснастить какими то крупнокалиберными пулеметами, малыми мобильными РЛС, ПТУР и ПЗРК и отправить на охрану морских транспортных линий и транспорта от ударов БЭК.

Требуется создание на базе Черноморского флота подразделения для использования БПЛА в морской зоне. Он должен тесно взаимодействовать с другим специальным подразделением, которое будет бороться с БЭК. Для этого возможно нужно будет иметь скоростные катера или суда, а также вертолёты или гидро самолеты.

Возможно необходимо размещение специальных "защитных зон" созданных из специальных противолодочных заграждений. Постановка плавучих барж с прожекторами. Их цель при атаке наших судов с помощью БЭК обеспечить возможность прикрыть один из бортов или корму от удара.

Есть еще один не очень приятный момент. Это статус военнослужащих, которые не участвуют непосредственно в зоне СВО. Какой статус у военнослужащих черноморского флота, кто осуществляет боевое патрулирование или осуществляет перевозки в интересах МО? В этом плане у людей может быть обида. Они так же подвергаются опасности, но специальных выплатят и статуса не имеют. Это сильно влияет на моральный дух и отношение к службе.

Я помню когда ввели сердюковские выплаты. Повышенные деньги платили за высокие показатели на службе до 70% офицеров линейных частей. Таких выплат не было у прапорщиков, сержантов, солдат контрактной службы и офицеров штабов и управлений. Это сильно их злило и обижало. Они свое недовольство возмещали на служебную деятельность, а так же на нижестоящих военнослужащих. Чуть что говорили, а вам платят больше, вы идите и выполняйте повышенные обязанности. Это отрицательно сказывалось на службу.

У многих военнослужащих возникают не хорошие мысли. Видели видео где украинский солдат в интервью мечтал о том, что бы ему оторвало ногу. Мечтать о потере части тела они не будут, но о потере материальной части возможно. Тогда будут какие то выплаты за ранение или перевод на берег.

Ни чего не утверждаю, но в своей службе я с таким сталкивался. Что то не работает, по причине отсутствия запасных частей, меньше тревожат. А как говориться, солдат спит, служба идет.

В общем проблем много, они существуют и их нужно решать. Прятать голову в песок и оправдываться, что мы так поступаем что бы снизить "бессмысленные потери" это тупиковый ход. Как показывает практика, это не решает проблему, это ее усугубляет. Ушли из под Киева и Харькова, противник стал обстреливать Белгород и другие населенные пункты на границе. Ушли с острова Змеиный, противник стал действовать по нашим объектам в Крыму, Краснодарском крае. Ушли с левого берега Днепра из под Херсона, теперь на слугу Крынки.

В общем как то так пока. Нужно менять отношение к СВО еще вчера.

P.S. Справедливости ради нужно написать, что проблемы различного рода существуют в любой армии и флоте. Армия и Флот получает ровно то, что государство может выделить для их снабжение. В последнее время мы много слышим о проблемах военно-морского флота Британии. Так что мы тут не особенные.