Тракторный ажиотаж. Почему производство и экспорт с/х техники в России растут уже третий год подряд
Отечественное сельхозмашиностроение третий год подряд радует результатами своей работы.
- В 2019 году экспорт с/х техники из России вырос на 9%, что стало тогда рекордным показателем с 1991 года.
- В 2020 году поставки машин за границу выросли на 30%, достигнув 16 млрд рублей, одновременно выросли и объёмы производства.
- В 2021 году экспорт вырос ещё 38,5% по сравнению с 2020 годом, превысив 21 млрд рублей. За это время производство с/х техники выросло на 46% до 218 млрд рублей.
- В первом квартале 2022 года экспорт вновь продемонстрировал рост на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Эксперты сходятся во мнении, что и по итогам 2022 года рынок с/х техники продемонстрирует двузначные показатели роста.
Интересно в этих цифрах то, что до введения санкций отечественная с/х техника продавалась не только на традиционные рынки стран СНГ, но в ЕС, например в Германию, Венгрию и Польшу. Удастся ли России сохранить за собой рынки недружественных стран в условиях новой экономической реальности не ясно, но поставки на западные рынки, где потребители более требовательны, свидетельствуют о том, что по качественным характеристикам отечественное с/х машиностроение сделало шаг вперёд.
Рост производства с/х можно объяснить несколькими факторами.
Во-первых, подстёгиваемые разрывом логистики и денежной эмиссией в 2019—2021 гг., цены на продовольствие неуклонно ползут вверх. Вместе с ним увеличиваются доходы аграриев, что позволяет им обновлять парк техники.
Во-вторых, сказался фактор господдержки и модернизации производства. В своё время для поддержки с/х машиностроения аграриям предоставлялись скидки при покупке новой техники, был введён утилизационный сбор на с/х технику не говоря уже о льготном лизинге.
В-третьих, отечественная техника стала современнее.
«Ростесльмаш» перенёс в Россию производство линейки тракторов Buhler Versatile (Бюлер Версатайл) — машины перестали быть канадскими и стали ростовскими.
Петербургский тракторный (ПТЗ) также не сидел сложа руки и обновлял свои «Кировцы».
К слову, для удовлетворения возросшего спроса «Ростсельмаш» строит в Ростове-на-Дону первый в постсоветской истории России тракторный завод полного цикла производства. Заодно «Ростсельмаш» восстанавливает площадку бывшего Таганрогского автозавода (ТагАЗ), где производство автомобилей остановилось ещё в 2013 году, а до того (ещё в советское время) выпускали с/х технику.
А ведь до 2014 года создавать полный цикл производства тракторов в России было невыгодно, о чём директор предприятия Константин Бабкин писал в статье «Почему тракторный завод останется в Канаде». Однако с того времени многое изменилось.
«Ростсельмашу» новый завод позволит:
- Увеличить объёмы производства тракторов на 5 тыс. машин, выйдя на показатель в 6,5 тыс. тракторов в год.
- Стать лидером России не только в комбайно-, но и тракторостроении, усилив свои позиции в важнейших сельскохозяйственных регионах России — Северо-Кавказском и Центрально-Чернозёмном.
- Повысить экономическую привлекательность локализации улов и агрегатов за счёт уменьшения срока их окупаемости из-за роста объёмов производства.
Запуск в 2018 году в Ростове-на-Дону серийной сборки тракторов RSM 2375 позволил «Ростсельмаш» организовать к осени 2020 года лицензионное производство по полному циклу механических трансмиссий Quadshift 12×4 японской компании Okubo Gear. А дополнительные 5 тыс. тракторов в год позволят шире использовать двигатели отечественного производства вместо американских Cummins.
В масштабах России новый тракторный завод приведёт к ужесточению конкуренции среди производителей сельхозтехники и позволит отечественным предприятиям увеличить свою долю на рынке, потеснив «иномарки» отечественной сборки, на которые в 2019 году приходилось 49% продаж.
Впрочем, в перспективе у того «Ростельмаша» появится ещё один потенциальный рынок сбыта — регионы Причерноморья и Приазовья, которые сейчас переходят под контроль России. На украинском рынке порядка 80% с/х машин являются даже не «иномарками» украинской сборки, а чистым импортом — своё с/х машиностроение Украина практически полностью утратила.