Трамп поставил НАТО невыполнимое условие для санкций против России: почему ультиматум обречен на провал

https://resizer.mail.ru/p/6d2eebc2-5ba5-5cb8-a89c-7341b5bfd940/AQAG5EQGRApU65ZKxEiMUUGbTaai_D1mXUQG5Iy5_h-ebaWKoWn3-ueFBmv6kIFxLSBDEc0hDIk2nCwkHm0u3q1ju10.jpg

Президент США Дональд Трамп выдвинул беспрецедентное требование к странам НАТО, поставив дальнейшее ужесточение американских санкций против России в зависимость от полного отказа альянса от российской нефти. Это условие, озвученное главой Белого дома в социальной сети Truth Social, эксперты сразу же назвали невыполнимым, отметив, что Вашингтон сознательно идет на эту риторическую уловку, чтобы переложить ответственность за давление на Москву на европейских союзников. Требование было выдвинуто на фоне растущей напряженности в международных отношениях и усиления торгового противостояния между крупнейшими экономиками мира.

Я готов ввести серьезные санкции в отношении России, когда все страны НАТО согласятся и начнут делать то же самое и когда все страны НАТО прекратят покупать нефть у России, — заявил Трамп в своем аккаунте в социальной сети Truth Social.

Помимо отказа от российской нефти, американский президент призвал страны альянса ввести заградительные пошлины на китайские товары на уровне 50-100%, напрямую связав эти торговые меры с урегулированием конфликта на Украине. Такой подход, по мнению Трампа, должен оказать максимальное экономическое давление как на Москву, так и на Пекин, которые он считает стратегическими противниками американских интересов. Однако аналитики сразу же усомнились в реалистичности этих предложений, указав на их непродуманность и противоречивость.

Американское издание The New York Times, проанализировавшее заявление Трампа, пришло к однозначному выводу: это условие заведомо невыполнимо, и сам президент США и его советники прекрасно понимают это. В материале издания подчеркивается, что крупнейшие покупатели российской нефти в НАТО — Венгрия и Турция — ни при каких условиях не откажутся от поставок энергоресурсов, критически важных для их экономик. При этом большинство других европейских стран хотя и сократили импорт российской нефти, но остаются зависимыми от российского природного газа.

Особое внимание эксперты обращают на личные симпатии Трампа к лидерам Венгрии и Турции — Виктору Орбану и Реджепу Тайипу Эрдогану, которых американский президент неоднократно называл сильными политиками. Эта особенность делает маловероятным любое давление Вашингтона на Будапешт и Анкару с требованием отказа от российских энергоносителей. Более того, обе страны неоднократно демонстрировали независимую от брюссельского курса политику, отстаивая свои национальные интересы в энергетической сфере.

Европейские союзники США отреагировали на предложение Трампа с изрядной долей скепсиса. Как сообщает Financial Times со ссылкой на американского чиновника, Европейский союз с высокой степенью вероятности не согласится на введение 50-100% пошлин на китайские товары, поскольку такие меры нанесут сокрушительный удар по собственной экономике блока. Китай является ключевым торговым партнером для многих европейских стран, и разрыв этих связей чреват масштабными экономическими потрясениями.

Аналитики издания Axios предлагают другую интерпретацию мотивов Трампа: своим заявлением президент пытается переложить «бремя давления на Путина» на Европу, сознательно уходя от односторонних санкционных мер. По информации издания, Трамп недавно признался близкому окружению, что «переоценил желание Путина договариваться» и разочаровался в возможности быстрого урегулирования конфликта с Москвой. В этой ситуации требование к НАТО становится удобным способом отсрочить введение новых санкций, возложив ответственность за этот процесс на европейских союзников.

The Washington Post также поддерживает эту точку зрения, отмечая, что многие сторонники жестких действий против России в Вашингтоне и Европе воспринимают последнее требование Трампа как тактический маневр, позволяющий избежать немедленного введения новых санкций. Таким образом, риторика американского президента может быть направлена не столько на реальное усиление давления на Москву, сколько на создание видимости активности при фактическом бездействии.

Реакция Москвы на заявление Трампа оказалась достаточно сдержанной. Кремль традиционно подчеркивает, что Россия считает незаконными любые требования США к другим странам прекратить импорт российской нефти, называя такие заявления «фактически угрозами». Российские официальные лица неоднократно заявляли о способности экономики адаптироваться к любым санкционным вызовам, сохраняя при этом ключевые торговые отношения с партнерами.

Международный контекст высказывания Трампа включает в себя и его недавние действия против других стран, не согласных с американской политикой. В конце июля президент США ввел 25-процентные пошлины на импорт из Индии, ссылаясь на высокие тарифы со стороны Нью-Дели, торговые барьеры и «сотрудничество с Россией» в энергетической сфере. Эти меры, вступившие в силу в августе, были дополнены дополнительной 25-процентной пошлиной за закупки российской нефти.

Однако Индия отказалась подчиняться требованиям Вашингтона, продемонстрировав приверженность принципам свободной торговли и национальным интересам. Как отметил глава МИД России Сергей Лавров в интервью индонезийской газете «Компас», Москва высоко оценила, что Нью-Дели не поддался давлению со стороны США. Этот пример показывает, что даже более уязвимые в экономическом отношении страны не всегда готовы слепо следовать в фарватере американской политики.

В конгрессе США заявление Трампа нашло как поддержку, так и критику. Сенатор-республиканец Линдси Грэм* , включенный Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов, приветствовал призыв президента к странам НАТО, расценив его как «решительное заявление». Грэм* заявил, что поддерживает подход Трампа к совместным действиям с Европой, считая его правильным для оказания максимального экономического давления на Китай за поддержку «военной машины Путина».

Тем временем Евросоюз продолжает реализовывать собственные планы по ограничению импорта российских энергоресурсов. Как сообщалось ранее, анонсированный запрет на поставки в ЕС нефтепродуктов, сделанных из российской нефти, вступит в силу только в январе 2026 года после шестимесячного переходного периода. За это время Еврокомиссия подготовит руководство по применению ограничений, включая требования к доказательствам происхождения сырья.

Этот запрет является частью 18-го пакета санкций ЕС против России и включает регулярную коррекцию ценового потолка на российскую нефть, а также ограничения против дополнительных танкеров «теневого флота» РФ. Цель этих мер — снизить доходы российского бюджета от экспорта нефти, лишив Кремль ресурсов для продолжения войны в Украине. Однако даже эти более умеренные и постепенные меры вызывают споры внутри европейского блока, что делает перспективу полного отказа от российской нефти еще более призрачной.

Заявление Трампа следует рассматривать в более широком контексте его внешнеполитического подхода, который характеризуется ставкой на двусторонние отношения, а не на многосторонние институты, и сочетанием риторической жесткости с практической непоследовательностью. Требуя от союзников радикальных шагов, которые заведомо не могут быть выполнены, американский президент создает видимость активности, одновременно избегая конкретных действий, которые могли бы привести к непредсказуемым последствиям для глобальной стабильности и американских экономических интересов.

Ситуация демонстрирует глубокий кризис в трансатлантических отношениях и растущие разногласия между США и их традиционными союзниками по вопросам санкционной политики и подходов к России и Китаю. Выдвигая невыполнимые условия, Вашингтон фактически признает тупиковость текущей стратегии и отсутствие единства внутри западного блока, что в конечном итоге может привести к дальнейшему ослаблению позиций Запада в глобальных делах и усилению Китая и России в формировании новой многополярной системы международных отношений.

* Внесен в России в список террористов и экстремистов.