Транскаспийский транспортный маршрут: несмотря на текущий рост, перспективы неоднозначны
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Транскаспийский транспортный маршрут: несмотря на текущий рост, перспективы неоднозначны15 прочтений13 октября
Грузия и Китай в середине сентября с.г. подписали в Пекине меморандум об активизации совместной работы над развитием Срединного коридора, под которыми подразумевается Транскаспийский международный транзитный маршрут (ТМТМ) между КНР и Европой, обходящий РФ и Белоруссию. От основной магистрали запланированы дополнительные ответвления на уже действующие участки Турция – Греция, Турция – Болгария (железнодорожное сообщение), Грузия – дунайские порты Румынии (паромное). Подписи под документом поставили первый вице-премьер, министр экономики Грузии Леван Давиташили и глава Национальной комиссии по развитию и реформам Китая Чао Ченсин.
По оценке грузинского министра, «благодаря меморандуму, Грузия сможет привлечь больше грузов по Среднему коридору, что позитивно повлияет на значение Грузии как регионального хаба». Уточняется, что документ предусматривает совместную работу над привлечением дополнительных грузов, оптимизацией маршрутов, развитием инфраструктуры и повышением качества транспортных услуг, укреплением сотрудничества в таможенной сфере.
Ранее в конце сентября в Китае прошла четырёхсторонняя рабочая встреча представителей железных дорог Грузии, Азербайджана, Казахстана и КНР. Стороны обсудили дальнейшие перспективы TMTM, включая вопросы создания качественного сервиса по перевозке контейнеров из Китая в Европу и модернизации крупных инфраструктурных проектов.
В июле с.г. аналогичный грузинскому меморандум был подписан Китаем и Азербайджаном в Баку. Вскоре из Нанкина (на востоке Китая) прибыл в Стамбул первый крупнотоннажный грузовой поезд из 110-ти груженных контейнеров. Перевозка заняла 13 суток вместо планировавшихся 15-ти. В дальнейшем этот срок планируется сократить до 11 суток в обоих направлениях за счёт повышения перевозочной скорости, дальнейшего снижения транзитных тарифов и упрощения пограничных таможенных процедур.
Участок ТМТМ в Казахстане составляет не менее трети общей протяженности этого коридора. Соответственно, ЕБРР по рекомендации Европейской Комиссии в 2023 г. выделил республике на льготных условиях 1,5 млрд евро для развития его транзитных взаимосвязей с другими странами Центральной Азии и с Азербайджаном. До 80% эти средств направляется на развитие центральноазиатской транзитной инфраструктуры в ареале ТМТМ и в прикаспийских портах Мангышлака (полуостров в Казахстане, географически наиболее приближенный в Азербайджану). Вдобавок, планируются новые паромные маршруты в 2025-26 гг. между портами восточного и западного берегов Каспия (например, с портом Нефтечала южнее Баку, состыкованным на юго-востоке страны с ТМТМ).
Издавна финансовую и политическую поддержку этом коридору также оказывают США, Великобритания, Турция. «Мы продолжаем выступать и за участие Таджикистана в Транскаспийском торговом маршруте, Посредством известной дипломатической платформы C5+1, объединяющей США и пятерых наших центральноазиатских партнеров, мы надеемся содействовать более тесному сотрудничеству с этими партнерами и их выходу на мировые рынки», – подчеркнул посол США в Душанбе Мануэль Микаллер в интервью госагентству Таджикистана «Ховар» в начале сентября с.г.
По словам дипломата, США и Европейский союз рассматривают Транскаспийский коридор «в качестве возможности минимизировать зависимость от российских транспортных путей». А в более широком контексте, примечательна аналогичная оценка этого коридора узбекистанским порталом (сентябрь с.г.): «Внимание США и Европы к развитию альтернативных транспортных маршрутов в Центральной Азии отражает стремление этих государств (т.е. общее стремление Запада и стран Центральной Азии. – Прим. ред.) создать новые логистические взаимосвязи, которые позволят странам региона развиваться вне зависимости от России».
Характерно, что ни в одном из проектов в рамках ТМТМ не упоминается о его сопряжении с Международным транспортным коридором «Север – Юг», в котором участвуют РФ, Азербайджан, Иран, Индия, Казахстан, Туркменистан. Напомним, что в начале с.г. в Брюсселе анонсировали долгосрочную программу предоставления собственных и привлечённых средств до 300 млрд. евро для формирования комплексной транспортной системы в Центральной Азии, Закавказье и Турции, позволяющей «заменить» транзитные артерии РФ Транскаспийским коридором и его ответвлениями. По сути, эта стратегия нацелена, исходя из географического маршрута коридора, в том числе и на более плотное вовлечение в данный транзитный ареал Китая, что находит отклик в Пекине, внимание которого к Кавказу и его логистическим возможностям в последние годы явно возросло.
В январе-июле текущего года объем контейнерных перевозок в Европу из Китая увеличился в 14 раз в сравнении с аналогичным периодом 2023-го. По данным «Казакстан темир жолы» (Железные дороги Казахстана) на середину августа, сроки доставки грузов от станции Алтынколь (граница с Китаем на юго-востоке страны) «до Апшерона (Баку) снижены до 9-ти дней, до портов Поти / Батуми (Грузия) – до 12 дней, до Констанцы (Румыния) через Поти / Батуми – до 20-22 дней».
Если реализация проекта ТМТМ «соответствует интересам Китая, то значит противоречит стратегии США по его сдерживанию, правильно? – рассуждает телеграм-канал Русский Ореинталист. – Обычно мы так думаем: если выгодно Китаю, то американцы будут ставить палки в колеса. Но в данном случае американцы были едва ли не авторами проекта», о чём свидетельствует, в частности, давняя статья аналитиков американского Института Центральной Азии и Кавказа Фредерика Старра и Сванте Корнелл «Осушение Каспия». Таким образом, «выходит, что американская дипломатия не собирается препятствовать интеграционным процессам в Центральной Азии, хотя это очевидно на пользу Китаю. То есть США могут вести себя вполне конструктивно и в Центральной Азии, значит, у них нет непреодолимых противоречий».
В то же время, явно обозначившиеся торговые войны между Европейским Союзом и Китаем могут негативно повлиять на работу ключевых транспортных коридоров Евразии.
Алексей Балиев