Транспортная инфраструктура Азербайджана и Каспий как «узкое место» Срединного коридора

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Транспортная инфраструктура Азербайджана и Каспий как «узкое место» Срединного коридора2 дня назад2 дня назад57 минТранспортная инфраструктура Азербайджана и Каспий как «узкое место» Срединного коридора

Чем бакинский порт важен для Запада и Китая

Азербайджан приступает к масштабным реформам и сотрудничеству в транспортно-логистическом секторе, опираясь на возможности, предоставляемые торговым маршрутом «Средний коридор». Согласно публикациям западных аналитических центров, такие инициативы, как интеграция железнодорожной и портовой систем и создание международных партнёрств, свидетельствуют о стремлении к повышению эффективности и улучшению транспортной инфраструктуры.

В настоящее время ведутся работы по увеличению грузоподъёмности Бакинского порта с 15 до 25 миллионов тонн, рассказал 25 апреля министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов на совместной пресс-конференции с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Каей Каллас. Соответствующие усилия свидетельствуют о стремлении Баку превратить страну в важнейший узел глобальных торговых путей, укрепляя региональное взаимодействие и способствуя диверсификации экономики.

25 февраля президент Ильхам Алиев подписал указ о слиянии акционерного общества «Азербайджанские железные дороги» с Бакинским международным морским торговым портом в целях оптимизации транспортно-логистического сектора Азербайджана. Ожидается, что объединение упомянутых хозяйствующих объектов создаст более интегрированную и эффективную транспортную сеть, способствуя более быстрому транзиту грузов и сокращая операционные издержки.

С 2013 года порт Баку поддерживает партнёрские отношения с казахстанским Актау и турецким Самсуном, стремясь оптимизировать перевозки по Среднему коридору. В середине 2022 г. последовало партнёрское соглашение с турецкой компанией Albayrak Group для улучшения управления портами и повышения эффективности обработки сыпучих грузов путём обмена передовым опытом.

В целях улучшения регионального взаимодействия и повышения эффективности торговли на полях климатического саммита проходившей в Баку международной конференции COP29 компания «Бакинский порт», «Казахстанские железные дороги» и «Сианьская компания по строительству и эксплуатации порта свободной торговли» подписали трёхстороннее соглашение, предполагающее строительство в бакинском порту интермодального грузового терминала площадью 40 гектаров, что позволит увеличить грузоподъёмность, сократить транспортные расходы и время транзита за счёт оптимизации процессов погрузки и разгрузки. Сотрудничество основано на объединении преимуществ логистических секторов Азербайджана, Казахстана и Китайской Народной Республики. Современная инфраструктура порта на Каспии обеспечивает «входную точку» для транзитных грузов, а «Казахстанские железные дороги» способствуют перемещению грузов. Опыт Сианьского порта свободной торговли в организации контейнерных поездов по маршруту КНР — Европа позволит повысить эффективность цепочки поставок.

В 2022 году Министерство цифрового развития и транспорта Азербайджана ввело стандартизированные процедуры для управления грузами в главном порту страны. Эти «Процедурные правила» устанавливают чёткие инструкции по обработке транзитных грузов, обеспечивая согласованность и предсказуемость морских грузоперевозок по Среднему коридору. Власти страны работают над внедрением аналогичных нормативных актов в других пунктах пересечения границы для гармонизации и цифровизации сектора транзитных грузоперевозок в Азербайджане. Промежуточная цель – запуск к 1 сентября этого года системы «Цифровая таможенная стоимость», способствующей прозрачности и адекватности в таможенной оценке, и продолжение процесса стандартизации правил в сфере логистики.

Помимо улучшения логистических процессов, Бакинский порт добился значительного прогресса во внедрении экологически чистых технологий. В 2019 году он стал первым «зелёным портом» в Каспийском бассейне, значительно сократив выбросы углекислого газа и улучшив работу за счёт интеграции возобновляемых источников энергии и экологически ответственных систем управления отходами. Руководство порта поставило перед собой амбициозную цель – достичь нулевого уровня выбросов к 2035 году за счёт внедрения передовых технологий.

Рост перевозок по Срединному коридору после февраля 2022 г. выявил логистические узкие места и ограничения пропускной способности, требующие незамедлительного решения. Речь идёт прежде всего о «транскаспийском» участке, представляющем собой «узкое место», поскольку перегрузка грузов между поездами, судами и грузовиками приводит к логистическим паузам и задержкам.

Часто упускаемой из виду, но критически важной проблемой, с которой сталкивается порт Баку, следует считать продолжающееся снижение уровня воды в Каспийском море, вызванное повышением температуры в регионе, уменьшением притока рек и увеличением скорости испарения. Согласно некоторым прогнозам, к концу столетия уровень Каспийского моря опустится на 9-18 метров, что часто связывается с изменением климата. Снижение уровня Каспия несёт серьёзную угрозу для прибрежных предприятий и инфраструктуры, в том числе портов.

Помимо изменения климата, важным фактором, способствующим снижению уровня воды в Каспийском море, является уменьшение притока воды из его притоков, в первую очередь из Волги, что активно мониторится местными СМИ: помимо строительства сети гидротехнических сооружений ещё в советские времена, «геополитическая напряжённость и санкции вынудили Россию активнее использовать водные ресурсы Волги в сельском хозяйстве, что усугубило ситуацию. Показательно, что вода Волги используется для обеспечения российской столицы, и она больше не принадлежит жителям Поволжья». Волга – крупнейший источник воды для Каспийского моря, и на объём её стока влияют как естественные колебания количества осадков в её бассейне, так и интенсивное использование человеком. Снижение уровня воды в Каспийском море влияет на грузоперевозки, говорит зампред правления ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» Тариэль Мирзоев: «Из-за уменьшения глубины воды в казахстанском порту Курык снизилась пропускная способность паромов типа “Ro-Pax” на маршруте между Бакинским портом и этим портом». Перевозка железнодорожных цистерн сократилась на 22%, а перевозка вагонов — на 10%, причём аналогичная ситуация сложилась и в порту Туркменбаши. В этом направлении перевозка железнодорожных цистерн сократилась на 37%, а перевозка вагонов – на 19%. Так что вовсе не исключено, что в случае определённого стечения обстоятельств список претензий Баку к Москве пополнится и претензиями по «водному вопросу».

Бакинский порт является ключевым узлом в трансевразийской торговой экосистеме, что позволяет Азербайджану влиять на региональные транзитные потоки. Улучшение транспортного сообщения через порт на западе Каспия приносит экономическую выгоду и имеет значительный геополитический вес, обеспечивая Европе и Центральной Азии большую гибкость в торговле и сводя к минимуму зависимость от российской инфраструктуры, на что указывают и китайские авторы, сетуя на значительное снижение надёжности «Северного коридора» после начала вооружённой фазы украинского кризиса в феврале 2022 года, чем воспользовались как западные так и страны по маршруту «Срединного коридора», объем грузоперевозок по которому в 2024 году достиг 3,332 млн тонн (на 20,55% больше, чем в предыдущем году), а объём контейнерных перевозок вырос на 175,61% до 56500 TEU. Согласно прогнозу Всемирного банка, к 2030 году грузооборот по «Срединному коридору» может составить от 10 до 11 миллионов тонн.

В ноябре 2022 года Грузия, Турция, Азербайджан и Казахстан подписали соответствующее рамочное соглашение на 2022-2027 годы о развитии коридора и устранении препятствий, мешающих его развитию, а в октябре 2023 года Казахстан, Азербайджан и Грузия совместно создали компанию Middle Corridor Multimodal Ltd для предоставления комплексных логистических услуг. В июне 2024 года была запущена Транскаспийская транспортная координационная платформа, ещё более укрепившая сотрудничество между странами Центральной Азии и Европейским союзом. В июле и сентябре 2024 года Китай подписал меморандумы о взаимопонимании с Азербайджаном и Грузией о развитии «Срединного коридора» для железнодорожного экспресса «Китай – Европа», вскоре после чего Китай присоединился к Middle Corridor Multimodal Ltd. В ноябре 2024 года Китай и Турция провели первую встречу рабочих групп по сопряжению развития инициативы «Один пояс – один путь» и «Срединного коридора», что призванного придать новый импульс региональной экономической интеграции.

Александр Григорьев