Транзит уезжает из Прибалтики. Латвийский Вентспилс может оказаться с пустыми причалами- без белорусских грузов
Транзит для Латвии всегда был одним из важнейших направлений в её экономике, которое имело огромное значение для бюджета. В прошлые времена через неё мощным потоком шли грузы гигантской советской экономики.
Но выход из Союза и обретение независимости, которая заключается в том, что нужно внимательно слушать заокеанского звукорежиссёра и по щелчку подпевать ему, на деле показало – за последние три десятка лет это государство просто не состоялось.
Теперь транзитный сектор находится в состоянии постоянного кризиса. Объемы грузов снижаются по всем статьям. Стремительным домкратом падает грузооборот контейнерных грузов, древесины. Всё меньше становится насыпных, минеральных и наливных грузов. Всего лишь за год грузопоток уменьшился на 1/3.
Как ни парадоксально, но этому способствует сама латвийская власть, которая кусает «руку дающего».
Когда мэр Риги Мартиньш Стакис при помощи главы дипломатического ведомства Латвии Эдгара Ринкевича устраивали шоу с заменой государственного флага Белоруссии на символ белорусской оппозиции, они чем руководствовались? Правильно, ничем.
Они просто не думали, как детишки в школе, когда их шалости приводят к вызову родителей. Только тут не школа, а такие «шалости» приводят к более серьёзным последствиям.
Так действия двух чиновников уже привели к разрыву дипломатических отношений, но это ещё не самое худшее. Намного хуже разрыв экономического взаимодействия. До этого инцидента отношения между странами были ровными, а Белоруссия даже перевела часть потока нефтепродуктов в Латвию.
Теперь-же ситуация может в корне поменяться. На этот счёт в самой Латвии мнения диаметрально разделились. Одни — в основном правительственные чиновники и банкиры, утверждают, что Латвия обойдётся без белорусов и санкции окажут минимальное влияние на латвийскую экономику.
Другие — предприниматели и прочие деловые люди, думают по другому и предупреждают, что санкции могут сильно усложнить им жизнь.
Председатель правления организации «Балтийская ассоциация – транспорт и логистика» Ивар Ландманис о том, что может ожидать порт в Вентспилсе в случае ухода оттуда белорусских грузов:
- «Я не могу сейчас показать общую статистику. Могу больше рассказать о Вентспилсском порте. В прошлом году 26% всех грузов составили белорусские грузы – преимущественно нефтепродукты и лес. 26% – это примерно около трех миллионов тонн. По оценкам экономистов, из Вентспилса мы теряем для экономики Латвии 33 миллиона евро. Это практически вопрос выживания Вентспилсского порта»
Ему вторит и президент Торгово-промышленной палаты Айгар Ростовскис. По его словам, санкции против Белоруссии и ответные, сделают положение предпринимателей незавидным.
Самые большие потери понесет транзитная отрасль. Если в Рижском порту объём белорусских грузов составляет всего лишь 5%, то в Вентспилсском – 26%.
А о том, что Белоруссия готова ввести эмбарго на импорт и ограничить транзит в ответ на новые санкции Запада, не раз заявляли белорусские политики, которые ничего без высшего одобрения просто так, ничего не скажут.
Если ещё пару лет назад латвийские власти громко заявляли, что белорусские грузы могут спасти латвийский транзит, то теперь его спасать уже некому.