Транзитная блокада Калининграда сорвана, но Литва готовит новую пакость
Транзитная блокада Калининграда наглядно продемонстрировала, что политика Евросоюза лишается единства мнений. Долгое время эту разобщенность пытались тщательно скрывать. Еврокомиссия принимает одно решение, а та же Литва делает все по-своему.
Как неудивительно, но в США считают такое разногласие опасным. В Вашингтоне заявили, что блокада калининградского транзита способна привести к нарушению баланса между Россией и Евросоюзом, что может обернуться военным конфликтом. Брюссель изначально должен был сделать лазейку в санкциях для Калининграда, т.к. транзит вынужденно пересекает европейскую территорию.
А вот Украина уверена, что Россия не решиться пойти на силовое решение вопроса с Литвой. Хотя Киев считает, что Евросоюз кинул Вильнюс, оставив один на один с Москвой в вопросе транзита. А ведь Зеленский еще в начале января призывал западных лидеров ввести как можно больше санкций против России. Он уверял, что Запад должен жестко и решительно вести диалог с Москвой.
Возможно, таким образом, Киев пытался столкнуть Москву с Евросоюзом, чтобы избежать собственного кризиса или хотя бы ослабить его. Украине было бы выгодно, если бы Россия увязла в нескольких конфликтах. И одним из таких конфликтов мог стать калининградский транзит. Издание The American Conservative пишет, что Литва осознанно подталкивает Москву к столкновению с НАТО. При этом самые маленькие страны Североатлантического альянса ведут самую агрессивную политику, т.к. уверены, что станут сторонними наблюдателями в спровоцированном ими же конфликте. При этом у НАТО не достаточно сил для защиты Литвы. В случае вторжения Прибалтика будет захвачена до прибытия основных сил натовских армий.
Что касается Литвы, то она не просто ограничила транзит, а постепенно расширяла запрещенные к провозу товары. Постепенно в этот список был расширен за счет цемента, древесины, спирта и промышленной химии на спиртовой основе. В августе планировалось запретить к провозу уголь, в декабре – нефть, а в феврале – нефтепродукты.
В ответ президент Белоруссии заявил, что Москва и Минск имеют достаточно возможностей для снабжения грузами Калининграда без особых усилий. Лукашенко сравнил закрытие транзита с объявлением экономической войны. В Кремле поддержали белорусского президента и дополнили, что Евросоюз недостаточно использует свое влияние и рычаги для решения этого вопроса. Затем Москва припугнула электрической системой БРЭЛЛ. Вильнюс хоть и не получает по ней энергии, но держит в качестве запасного варианта на случай возникновения пиковых нагрузок или блэкаута.
Немецкое издание Spiegel написало, что Берлин возмущен блокадой калининградского транзита и призвал Литву отказаться от этой идеи. Хотя немцы всегда действуют с прагматичной точки зрения. Они понимают, что транзит относится к внутренней торговле страны, поэтому к обходу санкций никакого отношения не имеют.
И вот в середине прошлого месяца Москва договорилась с Брюсселем о разблокировке транзита. Евросоюз разрешил провозить санкционные товары железнодорожным транспортом, но на автомобильный транспорт запрет сохранился. Эта новость была воспринята Литвой как поражение. В том числе и из-за блокады калининградского транзита к концу года Литовские железные дороги накопят убытков на 150 млн евро. На этом фоне маячит увольнение 2-х из 9-ти тысяч сотрудников.
И вот с 22 июля транзит был возобновлен. Литва заявила, что прислушалась к «рекомендациям» (а вернее к приказу) со стороны Евросоюза, чтобы не расколоть трансатлантическое единство. Губернатор подтвердил, что в августе в Калининградскую область транзитом через Литву придет тысяча вагонов с семьюдесятью тысячами тонн цемента.
Однако на этом история не заканчивается. И прав был российский МИД, когда заявлял, что до практической реализации рано праздновать победу. Буквально через пару дней стало известно о том, что с сентября Шяуляй-банк прекращает операции с Россией. Именно этот банк обслуживал транзит в Калининград. По этому поводу литовскому МИД уже передана нота. Выходит Вильнюс решил нанести новый удар по калининградскому транзиту, но уже с другой стороны.
Не исключено, что отказ литовского банка работать с Россией приведет к остановке транзита из-за невозможности оплаты проезда. Литва попросту перестанет пропускать транспорт. Кремль заявил, что если не получиться до сентября решить проблему с литовским банком путем диалога, то будут приняты другие меры.