Три способа сделать Балтику безопасной для танкерного флота РФ. Но второй — самый поучительный
Начнем с анекдота. Старинного. О том, что неким супостатом был обстрелян «мирно пашущий советский трактор». После чего последовало сообщение ТАСС: «В ответ на ничем не спровоцированную агрессию мирно пашущий советский трактор ответил сокрушительным ракетным залпом, уничтожив 4 артиллерийские батареи, 5 самолетов и до 800 единиц живой силы противника, после чего взлетел и скрылся в верхних слоях атмосферы».
Читайте также:
Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет
Причем тут анекдот? Ну, что называется, музыка навеяла.
10 июня 2025 года председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен призвала к новым санкциям против «теневого флота», то есть танкеров, перевозящих российскую нефть.
Последовавшее через три дня после этого нападение Израиля на Иран показало — русская нефть становится весьма привлекательным и дорогим товаром. А значит, пресловутому «теневому флоту» работа предстоит активная.
Покупать или нет российскую нефть — внутреннее дело стран ЕС, а вот нападение на танкеры в нейтральных водах — это пиратство.
Атаки на наши танкеры приводят к убыткам не только нефтяных компаний РФ, но и бьют по карману всех жителей нашей страны. Неужели те, кто выделяет миллиарды рублей на патриотическое воспитание, не понимают, что морская блокада Балтики обратит эти миллиарды против них же.
Народ, слыша о победах наших предков, невольно задумается, зачем Пётр великий прорубал окно в Европу, зачем гибли наши моряки-балтийцы в 1941—1945 годах, зачем сейчас устраиваются дорогостоящие военно-морские парады, если «убогие чухонцы» нагло блокируют Петербург?
С древнейших времён было три способа борьбы с пиратством: конвоирование торговых судов военными кораблями, вооружение торговых судов и уничтожение баз пиратских флотилий. Первый способ крайне дорог. Третий способ оставим на заключительную фазу борьбы с пиратством.
Второй же способ в XXI веке регулярно применяется многими странами. Впервые частные военные компания начали охранять торговые суда в 2011 году. И с тех пор не было ни одного захвата пиратами судна, на котором находились бойцы ЧВК. В западной прессе открыто пишут, что гораздо дешевле брать на борт 8−10 бойцов ЧВК и тратить на это 20−30 тыс. долларов, чем выплачивать огромные страховки. Страховки судов, охраняемых ЧВК, существенно ниже.
Краткая история вопроса. Начиная с XII века, все суда городов Ганзы, плававшие на Балтике, должны были иметь вооружённые экипажи. Согласно законам Генуи и Венеции XV века все торговые суда должны были иметь на борту 10−30 арбалетчиков, а также несколько бомбард, в зависимости от размеров судна.
В 1862 году в Англии для нужд Южно-Американских Штатов было построено парусно-паровое судно «Энрике». Южане вооружили его восемью пушками, назвали «Алабамой» и 20 июля 1862 года отправили на охоту за торговыми судами северян.
За два года «Алабама» потопила или захватила 65 (!) военных и торговых судов северян.
Капитан «Алабамы» настолько обнаглел, что сам полез драться с более сильным фрегатом северян «Кирсардж». В итоге 19 июля 1864 года «Алабама» была потоплена.
Успехи «Алабамы» настолько напугали англичан, что Лондон навязал всему миру соглашение о запрете вооружения торговых судов. Тем не менее в 1940—1941 годах немцы вооружили семь торговых судов шестью 15-см устаревшими орудиями и отправили их в отдалённые районы мирового океана.
Немецкий рейдер «Пингвин» за 10,5 месяцев потопил или захватил 28 торговых судов общим водоизмещением 136 тыс. тонн, и ещё четыре судна (18 тыс. тонн) подорвались на поставленных им минах.
Рейдер «Кормаран» потомил 11 судов (70 тыс. тонн). 19 ноября 1941 года у берегов Австралии к замаскированному под торговое судно рейдеру подошёл новейший австралийский крейсер «Сидней» и попытался произвести досмотр. Немцы открыли огонь. В течение скоротечного боя «Сидней» был уничтожен, но и «Кормаран» получил серьёзные повреждения, и его команда организованно покинула корабль. С «Сиднея» же не спасся никто.
Создание больших судов-контейнеровозов резко увеличило возможности использования торговых судов в военных целях. Так, в ходе Фолклендской войны 1982 года англичане в течение нескольких недель обратили два контейнеровоза водоизмещением 15 тыс. тонн в авианосцы, несущие самолёты вертикального взлёта «Харриер» и вертолёты.
В 1983—1985 годах в Севастополе на Севморзаводе в авианесущие суда переделали два ролкера — «Агостиньо Нето» и «Николай Черкасов». Они также должны были нести самолёты с вертикальным взлётом и вертолёты. Но началась «перестройка», и…
В 2025 году в Иране введён в строй корабль — носитель ударных и разведывательных дронов «Шахид Багери» с взлётной палубой 180 метров. Кроме десятков дронов, корабль несёт крылатые и зенитные ракеты. Переделка его из корейского контейнеровоза заняла менее двух лет. Для сравнения, постройка авианосца в США занимает более 10 лет, а у нас — как минимум раза в два дольше.
Стенька Разин был честным разбойником и лез на купеческий струг с криком: «Сарынь на кичку!» Ну а натовские адмиралы и политики — бессовестные вруны и напёрсточники.
Они прекрасно знают, что нападение на танкеры «теневого флота» — пиратство. Но, брызгая слюной, доказывают, что они «лишь хотели осмотреть танкер на предмет, не занимается ли он работорговлей и не нарушает ли нормы экологии»… И что «они только предложили капитану танкера изменить курс и идти в натовский порт, а дальше он сам решал — мы ни при чём».
Самый простой и дешёвый путь прекратить натовское пиратство — посадить на борт танкеров небольшие команды ЧВК.
Вот, к примеру, гружёный нефтью танкер покидает российский порт. На границе тервод России к нему подходит буксир, и за полчаса на танкер поднимается «Васёк Трубачёв и его товарищи» — 10−15 бойцов ЧВК. Они грузят на танкер несколько небольших контейнеров с ПТУРС «Корнет» и ПЗРК «Верба» или «Игла», ну и пару 12,7-мм пулемётов «Корд». Все эти комплексы лёгкие и в боевом положении переносятся одним-двумя бойцами. Дальность стрельбы «Корнетом» составляет 8−10 км. Тротиловый эквивалент его термобарической части — 10 кг.
Если нападение пиратов не состоялось, танкер, пройдя Датские проливы, встречается в Северном море с плавбазой типа «Смольный» или старым контейнеровозом. Там опять же за полчаса производится выгрузка суровых товарищей и их нехитрого багажа.
На борту плавбазы ребят вкусно кормят, а строевой подготовкой не утомляют. Живи и радуйся — до прибытия встречного «теневого» танкера, идущего в российский порт.
Корабли НАТО пиратствуют по шаблону: подходят к танкеру на 100−500 метров, а то и вообще пытаются ему «подрезать нос».
Тогда команда танкера уходит в трюм, где она будет в полной безопасности. Дело в том, что пустой танкер почти непотопляем. Он может выдержать попадание десятка крылатых ракет и остаться на плаву. А стрельба по гружёному танкеру неизбежно приведёт к разливу десятков тысяч тонн нефти и экологической катастрофе.
Допустим, «теневой» танкер не выполняет приказы пиратов, и чухонский или шляхетский сторожевик открывает артиллерийский огонь по курсу танкера. А «Васёк» не понял и даёт залп из 4−6 «Корнетов». Оператор ЧВК поднимает в воздух 6−10 ударных квадрокоптеров. Через 2−4 минуты даже большой сторожевой корабль водоизмещением 2−3 тыс. тонн превращается в большой костёр.
А ещё через 15 минут в эфире на разных языках зазвучит: «ТАСС уполномочен заявить… по танкеру в нейтральных водах Балтики открыл огонь пиратский корабль. Команда приняла меры к защите судна. В случае продолжения нападения на танкеры по пиратским кораблям будут нанесены удары противокорабельными ракетами берегового, воздушного и корабельного базирования».
… Опыты физиолога Павлова свидетельствуют, что в случае сильного раздражителя желаемый условный рефлекс у собаки может сформироваться после первого же опыта. Ну ладно, сделаем поправку — не собаки же эти пираты. Но даже им пары такого рода щелчков должно хватить для закрепления команды «Фу!» на рефлекторном уровне.