Тридцать лет назад был принят на вооружение вертолёт «Чёрная акула». Служба и боевое применение. Почему у Ка-50 не получилось?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Тридцать лет назад был принят на вооружение вертолёт "Чёрная акула". Служба и боевое применение. Почему у Ка-50 не получилось?СегодняСегодня2434 мин"Черная акула" и её "клыки. Фото КБ Камов"Черная акула" и её "клыки. Фото КБ Камов
Становление вертолёта Ка-50 пришлось на ту самую эпоху перемен, когда всем не рекомендовали родиться ещё древние китайцы. В 1985 году на сравнительных испытаниях он показал себя намного лучше тогда ещё совсем сырого Ми-28, но тоже требовал серьезных доработок. И пока вертолёт лечили от болезней роста, внезапно рухнул СССР, и большинство наших выдающихся конструкторских бюро отправились в свободное плавание. И многие, даже несмотря на общий развал военно-промышленного комплекса, продолжали верить в будущее этого проекта. Настраивали на это и тактико-технические характеристики, заметно лучшие, чем у основного конкурента тех лет, американского вертолёта McDonnell Douglas AH-64 Apache. Вертолёт хвалили специалисты на выставках и в профильных изданиях по авиации, но покупателей так и не нашлось. Многих отпугивало отсутствие дополнительного оператора и всего один летчик на управлении и машиной, и оружием. Кого-то смущал факт, что к каждой "Чёрной акуле" требовался ещё и вертолёт — "корректор огня". По сути, это было уже два вертолета. Ну а больше всего, и это вполне справедливо, потенциальных покупателей от заказов на вертолёт удерживало неверие в возможности нашей военной индустрии, которая лишилась всесоюзной кооперации и к середине 90-х уже разваливалась на глазах.
Обычные боевые Ка-50 красились в стандартный камуфляж, но именно в таком обличье "Чёрная акула" выглядела особенно круто и кинематографично. Фото МО РФОбычные боевые Ка-50 красились в стандартный камуфляж, но именно в таком обличье "Чёрная акула" выглядела особенно круто и кинематографично. Фото МО РФ
И тогда проект попыталось спасти ельцинское правительство, но не из рациональных мотивов, а по соображениям престижа. Новой постсоветской России требовались собственные военные бренды. И несмотря на то, что Ка-50 был типичным позднесоветским детищем, для такого дела он подходил хорошо, благодаря модным формам. Поэтому в марте 1995 года были проведены очередные решающие испытания, а летом по личному указу Ельцина, вертолёт был принят на вооружение. В проект пошли кое-какие деньги и удалось наконец создать ночную версию Ка-50, как он и задумывался изначально. К началу нового тысячелетия на вооружении ВВС России было всего 2 боеспособных единицы. Их в декабре 1999 года собрали в боевую ударную группу (БУГ) с вертолётами-целеуказателями Ка-29ВПНЦУ и отправили на Вторую Чеченскую, для поддержки различных спецопераций, фактически, как резерв Генштаба.
Покоритель "Стратокрепости". Почему в 70-летний юбилей Б-52 в США говорят о МиГ-21?
Ка-52 в Чечне, вместе с предшественником Ми-24. Фото МО РФКа-52 в Чечне, вместе с предшественником Ми-24. Фото МО РФ
Боевая миссия "Чёрных акул" в ходе Второй Чеченской уместилась всего в 45 суток, но дала достаточную почву для размышления о дальнейшей судьбе проекта. В целом, вертолёт показал себя по ряду параметров значительно лучше актуального тогда Ми-24, и мог выполнять миссии, которые для "Крокодила" физически были невозможны. Хорошо о нём отзывались и лётчики, говорившие о высоком уровне защищенности кабины и основных узлов и возможности очень эффективно применять управляемое оружие. Абсолютно новаторскими были и система управления огнём СУО-800М с нашлемным датчиком целеуказания. Но, по большому счёту, вертолёт так и оставался демонстратором технологий. Да и один летчик, на которого наваливалась повышенная нагрузка, тоже ситуацию не улучшал. Как и необходимость использовать сразу два вертолёта, повышая риски. Причем, почти безоружный вертолёт-целеуказатель стоил заметно дороже основной машины. После 49 боевых вылетов в Чечне, которые больше походили на очередное испытание машины в боевых условиях, "Черные акулы" к настоящей боевой работе больше не возвращались.
"Самым лучшим" называют Ка-52 многие нынешние вертолётчики. И судя по боевой статистике, по крайней мере последние десять лет, это действмительно так. Фото МО РФ"Самым лучшим" называют Ка-52 многие нынешние вертолётчики. И судя по боевой статистике, по крайней мере последние десять лет, это действмительно так. Фото МО РФ
"Чёрная акула" действительно обогнала своё время. Так, что разоренный российский военпром элементарно её не потянул в том виде, в котором она задумывалась. Но долгая морока с Ка-50, конечно же, была не напрасной. Именно благодаря ему появился "Аллигатор", на сегодня один из наиболее результативных вертолётов мировой армейской авиации. В некоторых иностранных справочниках по авиации их даже не разделяют, называя Ка-52 двухместной модификацией "Акулы". Он тоже конкурировал с "Ночным охотником" и в итоге у нас теперь два основных боевых вертолёта, каждый со своими преимуществами. Они, кстати, прекрасно дополняют друг друга.
Приглашаем дорогих читателей в наш канал "Зеленый край в ТГ. Там лучшие видео, обновляемая лента новостей, свободная полемика и отсутствие ограничений в тематике. Основные материалы озвучиваются авторским голосом. Присоединяйтесь!
Читайте ещё: Часть первая. Прерванный полёт "Чёрной акулы". 30 лет назад вертолёт Ка-50 приняли на вооружение, но в серию он так и не пошел. Что пошло не так?