Тридцать лет назад был принят на вооружение вертолёт «Чёрная акула». Служба и боевое применение. Почему у Ка-50 не получилось?

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Тридцать лет назад был принят на вооружение вертолёт "Чёрная акула". Служба и боевое применение. Почему у Ка-50 не получилось?СегодняСегодня2434 минТридцать лет назад был принят на вооружение вертолёт "Чёрная акула". Служба и боевое применение. Почему у Ка-50 не получилось?"Черная акула" и её "клыки. Фото КБ Камов"Черная акула" и её "клыки. Фото КБ Камов

Становление вертолёта Ка-50 пришлось на ту самую эпоху перемен, когда всем не рекомендовали родиться ещё древние китайцы. В 1985 году на сравнительных испытаниях он показал себя намного лучше тогда ещё совсем сырого Ми-28, но тоже требовал серьезных доработок. И пока вертолёт лечили от болезней роста, внезапно рухнул СССР, и большинство наших выдающихся конструкторских бюро отправились в свободное плавание. И многие, даже несмотря на общий развал военно-промышленного комплекса, продолжали верить в будущее этого проекта. Настраивали на это и тактико-технические характеристики, заметно лучшие, чем у основного конкурента тех лет, американского вертолёта McDonnell Douglas AH-64 Apache. Вертолёт хвалили специалисты на выставках и в профильных изданиях по авиации, но покупателей так и не нашлось. Многих отпугивало отсутствие дополнительного оператора и всего один летчик на управлении и машиной, и оружием. Кого-то смущал факт, что к каждой "Чёрной акуле" требовался ещё и вертолёт — "корректор огня". По сути, это было уже два вертолета. Ну а больше всего, и это вполне справедливо, потенциальных покупателей от заказов на вертолёт удерживало неверие в возможности нашей военной индустрии, которая лишилась всесоюзной кооперации и к середине 90-х уже разваливалась на глазах.

"Противостоим произволу Запада". Стало известно, почему Алжир срочно купил партию Су-57. Их столкновение с Ф-35 в Северной Африке всё ближе

Тридцать лет назад был принят на вооружение вертолёт "Чёрная акула". Служба и боевое применение. Почему у Ка-50 не получилось?Обычные боевые Ка-50 красились в стандартный камуфляж, но именно в таком обличье "Чёрная акула" выглядела особенно круто и кинематографично. Фото МО РФОбычные боевые Ка-50 красились в стандартный камуфляж, но именно в таком обличье "Чёрная акула" выглядела особенно круто и кинематографично. Фото МО РФ

Франция и Великобритания пообещали предоставить Европе "ядерный зонт", если США выведут из ЕС атомное оружие. Правда это или очередной блеф?

И тогда проект попыталось спасти ельцинское правительство, но не из рациональных мотивов, а по соображениям престижа. Новой постсоветской России требовались собственные военные бренды. И несмотря на то, что Ка-50 был типичным позднесоветским детищем, для такого дела он подходил хорошо, благодаря модным формам. Поэтому в марте 1995 года были проведены очередные решающие испытания, а летом по личному указу Ельцина, вертолёт был принят на вооружение. В проект пошли кое-какие деньги и удалось наконец создать ночную версию Ка-50, как он и задумывался изначально. К началу нового тысячелетия на вооружении ВВС России было всего 2 боеспособных единицы. Их в декабре 1999 года собрали в боевую ударную группу (БУГ) с вертолётами-целеуказателями Ка-29ВПНЦУ и отправили на Вторую Чеченскую, для поддержки различных спецопераций, фактически, как резерв Генштаба.

Покоритель "Стратокрепости". Почему в 70-летний юбилей Б-52 в США говорят о МиГ-21?

Тридцать лет назад был принят на вооружение вертолёт "Чёрная акула". Служба и боевое применение. Почему у Ка-50 не получилось?Ка-52 в Чечне, вместе с предшественником Ми-24. Фото МО РФКа-52 в Чечне, вместе с предшественником Ми-24. Фото МО РФ

Почему так быстро устарели боевые ударные дроны типа "Жнец", "Байрактар" и "Гермес"? Что ожидает российский "Орион"?

Боевая миссия "Чёрных акул" в ходе Второй Чеченской уместилась всего в 45 суток, но дала достаточную почву для размышления о дальнейшей судьбе проекта. В целом, вертолёт показал себя по ряду параметров значительно лучше актуального тогда Ми-24, и мог выполнять миссии, которые для "Крокодила" физически были невозможны. Хорошо о нём отзывались и лётчики, говорившие о высоком уровне защищенности кабины и основных узлов и возможности очень эффективно применять управляемое оружие. Абсолютно новаторскими были и система управления огнём СУО-800М с нашлемным датчиком целеуказания. Но, по большому счёту, вертолёт так и оставался демонстратором технологий. Да и один летчик, на которого наваливалась повышенная нагрузка, тоже ситуацию не улучшал. Как и необходимость использовать сразу два вертолёта, повышая риски. Причем, почти безоружный вертолёт-целеуказатель стоил заметно дороже основной машины. После 49 боевых вылетов в Чечне, которые больше походили на очередное испытание машины в боевых условиях, "Черные акулы" к настоящей боевой работе больше не возвращались.

Вот это поворот. Почему Израиль внезапно стал самым горячим сторонником сохранения российских баз в Сирии?

Тридцать лет назад был принят на вооружение вертолёт "Чёрная акула". Служба и боевое применение. Почему у Ка-50 не получилось?"Самым лучшим" называют Ка-52 многие нынешние вертолётчики. И судя по боевой статистике, по крайней мере последние десять лет, это действмительно так. Фото МО РФ"Самым лучшим" называют Ка-52 многие нынешние вертолётчики. И судя по боевой статистике, по крайней мере последние десять лет, это действмительно так. Фото МО РФ

"Фоксбат" сокрушитель легенд — самый ненавидимый в США. Как МиГ-25 35 лет назад испортил дебют истребителя F-18, а позже — БПЛА RQ1 Predator

"Чёрная акула" действительно обогнала своё время. Так, что разоренный российский военпром элементарно её не потянул в том виде, в котором она задумывалась. Но долгая морока с Ка-50, конечно же, была не напрасной. Именно благодаря ему появился "Аллигатор", на сегодня один из наиболее результативных вертолётов мировой армейской авиации. В некоторых иностранных справочниках по авиации их даже не разделяют, называя Ка-52 двухместной модификацией "Акулы". Он тоже конкурировал с "Ночным охотником" и в итоге у нас теперь два основных боевых вертолёта, каждый со своими преимуществами. Они, кстати, прекрасно дополняют друг друга.

Приглашаем дорогих читателей в наш канал "Зеленый край в ТГ. Там лучшие видео, обновляемая лента новостей, свободная полемика и отсутствие ограничений в тематике. Основные материалы озвучиваются авторским голосом. Присоединяйтесь!

Читайте ещё: Часть первая. Прерванный полёт "Чёрной акулы". 30 лет назад вертолёт Ка-50 приняли на вооружение, но в серию он так и не пошел. Что пошло не так?