Тротил не нашли, но осадочек остался
Знаете, как рушатся сенсации? Далеко не всегда громко. Иногда – мелким шрифтом, почти незаметно, чтобы не лишать обывателя того впечатления, которое он получил при потреблении самой сенсации
Вот, к примеру, как с российской подводной лодкой, которую шведы с диким напряжением сил искали очень долгое время. Кучу денег потратили, но ничего не нашли. А потом оказалось, что то, что принимали за российскую подводную лодку, оказалось… пукающей селёдкой. Конечно, об этом написали в прессе, но если вы сейчас спросите шведского обывателя, а была ли российская лодка в водах страны, я уверен, что очень многие уверенно ответят, что была. Потому что сенсация писалась большими буквами на первых страницах, образно говоря, учитывая, что многие СМИ сейчас электронные, а её опровержение было писано мелкими, где-то в середине, между новостью о том, что Бригит Карлсон из Мальме родила тройню и рекламой продажи почти новой Вольво неким господином из Гетеборга.
Примерно так же получилось и с другой сенсацией, но на сей раз в Польше. Речь идёт о национальной польской трагедии, а именно – катастрофе президентского самолёта Ту-154 в 2010 году в лесу под Смоленском, в результате которого погибло почти всё руководство страны. Причины катастрофы были установлены длительным и тщательным расследованием и они оказались не очень лицеприятными для Польши. Но, тем не менее, тогдашнее польское руководство с выводами следствия согласилось, и казалось, что эта страница перевёрнута.
Но, не тут-то было. После очередных выборов к власти в Польше пришла консервативная партия, руководит которой брат-близнец погибшего президента. И тема разбившегося самолёта оказалась очень вкусной — как для внутреннего рынка, так и для классической польской русофобии. Новые власти решили провести своё расследование. Разумеется – оно обернулось фарсом. Несколько раз эксгумировали погибших, чтобы что-то найти на их останках, а некоторые части самолёта отправили в иностранные лаборатории, для проведения анализов. И как принято говорить в подобных случаях – бинго! На креслах были найдены следы тротила!
На основании этого в Польше построили новую версию катастрофы президентского самолёта. На самом деле, он погиб не из-за ошибки пилотов и давления на них изрядно принявших на грудь высокопоставленных пассажиров, а из-за того, что самолёт был… заминирован. Где? Конечно же в России! Пока стоял на ремонте.
Надо признать, что сенсация оказалась тухлой. Нет, пан Збышек из-под Быдгоща в неё конечно поверил, но мировая общественность – не особо. Ну, разве что прибалты и украинцы, но те готовы поверить вообще в любую русофобскую хрень. А остальной мир как-то не проникся. Уж слишком всё было очевидным в этой катастрофе. Тем не менее, эта тема в Польше активно муссировалась, были даже парламентские слушания, а уж про шум в прессе – я вообще молчу. А вот в России в ответ на всю эту вакханалию попросту покрутили пальцем у виска и забыли. А как иначе?
Но так получается, что подобные дутые сенсации живут не очень долго. И вот в одном из ведущих польском издании Gazeta Wyborcza появилось «скромное уточнение», что следы тротила всё-таки были найдены на креслах, но только не на тех, которые стояли на момент катастрофы в салоне, а – запасных! И оказались эти следы тротила на них по той причине, что эти кресла использовались при перевозке польских солдат, которые служили в Афганистане и Ираке. Тех солдат, которые имели дело с вооружением, взрывчаткой и само собой разумеется, что следы взрывчатки на их форме были, и именно с неё они попали и на обивку кресел. Просто и логично, да? Но… очень маленьким шрифтом. Потому что наш пан Збышек из-под Быдгоща ни в коем случае не должен выйти из плена тех иллюзий, в которые его погрузили польские власти.
Прекрасная история, не правда ли? Вот прямо по шаблону – громкая сенсация и очень тихое, скромное и стыдливое разоблачение. Всегда работает, а если так – то зачем менять алгоритм? И самое главное в этой истории то, что тротил не нашли, а осадочек – остался. И этот осадочек ещё очень долго будет отравлять мозги простому польскому обывателю. Впрочем – в первый раз что ли?
,