Турции и ОАЭ: супер-расцвет в отношениях
ОАЭ воспользовались возможностью связаться с Турцией и нормализовать отношения после десятилетия трений. Новый вектор огромных геополитических возможностей возник в «пост-Covid» Западной Азии после визита наследного принца ОАЭ шейха Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна в Анкару и его встречи с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом в прошлую среду.
Наследный принц, широко известный как МБЗ, находился с визитом в Турции после почти десятилетнего перерыва, который характеризовался Смутным временем в отношениях между ОАЭ и Турцией. Дно падения было достигнуто, когда Турция заявила о причастности Эмиратов к неудавшейся попытке государственного переворота в 2016 году против Эрдогана, в которой была видна американская рука.
Последовала инстинктивная враждебность, которая достигла апогея в прошлом году, когда Объединенные Арабские Эмираты укрыли турецкого гангстера, ставшего разоблачителем Эрдогана, Седата Пекера, который решил нанес удар, вынув из своего сейфа компрометирующую информацию о высокопоставленных правительственных деятелях Турции. Пекер сейчас базируется в ОАЭ и стал ненужным сейчас, когда МБЗ и Эрдоган помирились. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу должен отправиться в Абу-Даби в декабре, предположительно, чтобы заложить основу для визита Эрдогана.
Такой всплеск активности может означать, что это еще один расцвет в пустыне, явление, сопровождающееся размножением насекомых, птиц и мелких видов ящериц, которые неизменно умирают внезапной смертью по мере высыхания природы. Правда, это больше похоже на суперблум. Что отличает суперцветение от периодически преходящего цветения пустыни, так это то, что это ботаническое явление, при котором необычно высокая доля цветов, семена которых бездействовали в почве пустыни, прорастают и цветут примерно в одно и то же время.
Главным из этих событий является опустошение, вызванное Covid-19, которое вызвало исторические сдвиги не только в мировой экономике, но и в международных отношениях. Судороги ощущаются на самом высоком уровне в регионе Западной Азии, где нефтедолларовые государства нащупывают выход из глубокой рецессии и становятся свидетелями сокращения военных усилий США.
Государства региона призваны адаптироваться к суровой реальности. Таким образом, общая нить, связывающая различные векторы перестановок, происходящих сейчас в регионе, заключается в том, что бросается в глаза отсутствие США в качестве промоутера, подстрекателя, катализатора или даже грабителя в таких беспрецедентных по значению ситуациях, как устойчивая нормализация отношений Ирана с Саудовской Аравией и ОАЭ. с Сирией и Ираном или Турции с Саудовской Аравией и Египтом.
Сокращение усилий США только начинается. Государства региона делают все возможное, чтобы оградить себя от турбулентности, которая в какой-то момент неизбежно обернется на Западную Азию и Африку, если и когда соперничество между США и Китаем перерастет в следующую фазу. Во время первого турне по Африке госсекретаря США Энтони Блинкена он почувствовал это, когда попытался «промыть мозги» лидерам африканских стран ложками синофобии, но в ответ услышал всепоглощающие похвалы в адрес Китая за его конструктивное взаимодействие с экономикой африканских стран.
Независимо от того, что США сосредоточивают свое внимание на Индо-Тихоокеанском регионе, Западная Азия остается и будет оставаться перекрестком торговых путей, питающих мировую экономику. Страны региона глубоко осознают отсутствие регионального равновесия. Они начали изучать возможности регионального консенсуса, насколько это возможно, для содействия миру, стабильности и экономическому росту. Это становится насущной необходимостью, поскольку стратегия сдерживания Вашингтона в отношении Ирана рушится, а возможности становятся ограниченными, и ни одна региональная страна не хочет возвращаться к возрожденной региональной фаланге антииранских государств под руководством США.
Между тем, общее доверие и уверенность в способности США возглавить нефтедолларовые государства рухнули. Саудовская Аравия игнорирует призыв президента Джо Байдена перекачивать больше нефти, чтобы американцы могли иметь доступный бензин, чтобы добираться на работу и с работы или путешествовать в период праздников Дня Благодарения и Рождества. Опять же, гениальное создание так называемой министерской группировки, известной как «индо-авраамические соглашения» — США, Израиля, ОАЭ и Индии, в котором ОАЭ также заняли позицию, аналогичную отказу Саудовской Аравии от поддержки предложения об увеличении добычи нефти, что снизило бы цены на топливо для американского потребителя.
Интересно, что главный переговорщик Ирана по ядерным вопросам Али Багери Кани встретился в среду с высокопоставленными официальными лицами Эмиратов. Государственное информационное агентство ОАЭ WAM сообщило, что Багери, который является заместителем министра иностранных дел Ирана, встретился с дипломатическим советником президента ОАЭ Анваром Гаргашем и государственным министром иностранных дел Эмиратов Халифой Шахин Аль Марар, и в ходе обсуждений была подчеркнута важность укрепления отношения «на основе добрососедства и взаимного уважения», направленные на укрепление региональной стабильности и развитие двусторонних экономических и торговых связей.
Тем не менее, диалог ОАЭ с Ираном происходит в то время, когда NBC News сообщает, что США и их союзники, включая Израиль, уже обсуждают список вариантов «плана Б» на случай провала переговоров, которые должны начаться в Вене в эти выходные. Общее предположение о том, что ОАЭ — контрреволюционное государство, зацикленное на подрыве социальных движений и пытающихся изменить статус-кво или любой потенциал изменений в регионе, вероятно, заслуживает пересмотра. По сути, внешнеполитический акцент делается на поддержании региональной стабильности, что переводится как стабильный и спокойный регион, который не позволяет ОАЭ быть поглощенными региональными беспорядками.
Политику ОАЭ, от Катара до Ливии, можно рассматривать как в первую очередь оборонительную, то есть умеренность как ключ к поддержанию регионального порядка и собственной безопасности. Конечно, это не должно игнорировать противоречие между тем, что ОАЭ уклоняются от политических реформ, несмотря на разговоры о политической умеренности, или о том, что идею умеренности трудно увязать с жестокими гражданскими войнами в Ливии и Йемене.
При этом сближение ОАЭ с Дамаском (наряду с их разрядкой с Ираном) открывает интересные возможности для постконфликтного восстановления Сирии. Точно так же дипломатия ОАЭ на высшем уровне по инициированию конструктивного диалога, снижению напряженности, поиску общих целей и укреплению экономических связей с Турцией также открывает беспрепятственные возможности. Таким образом, визит MБЗ в Анкару подчеркнул серьезный интерес обеих стран к продвижению инвестиций в такие секторы, как технологии, транспорт, здравоохранение, энергетика и продовольственная безопасность.
После переговоров ОАЭ объявили о создании фонда для инвестиций в Турцию в размере 10 миллиардов долларов США «для поддержки турецкой экономики и развития двустороннего сотрудничества между двумя странами», при этом основное внимание уделяется «стратегическим инвестициям», особенно в таких секторах, как энергетика, здравоохранение и еда. Экономика Турции находится в ужасном положении, и для Эрдогана крайне важно эффективно преодолеть кризис, прежде чем он будет добиваться продления мандата на выборах 2023 года. Расчеты ОАЭ также основываются на экономических соображениях.
Турция — большой и прибыльный рынок. После девальвации лиры Турция стала отличным местом для инвестиций, которые окупятся как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Ходят слухи, что ОАЭ закупят значительное количество турецкой оборонной продукции. Сообщается, что ОАЭ заинтересованы в посредничестве между Эрдоганом и президентом Сирии Башаром Асадом. Министр иностранных дел ОАЭ шейх Абдулла бен Заид встретился с Асадом в Дамаске 9 ноября. Ни Эрдоган, ни МБЗ после переговоров не сделали никаких заявлений. Но тот факт, что они встретились и вскоре планируют встретиться снова, сигнализирует об общей убежденности в том, что прошлую вражду можно и нужно положить конец.
Безусловно, здесь большая картина. Хрупкая сеть альянсов стран Персидского залива, основанная на надежной и непоколебимой поддержке США, распалась. Уравнения ОАЭ и Саудовской Аравии постоянно меняются. Общее ослабление популярных арабских движений ослабило восприятие ОАЭ угрозы в отношении внешней политики Турции. С другой стороны, для Турции ее изоляция в Восточном Средиземноморье и растущие трения в отношениях с Россией делают необходимым улучшение отношений с региональными государствами. Несмотря на то, что нормализация отношений Турции с Саудовской Аравией и Египтом требует времени, чтобы принести плоды, ОАЭ воспользовались возможностью связаться с Турцией и относительно быстро нормализовать отношения.
М.К. БХАДРАКУМАР