Турция приступает к активным действиям на армянском направлении
Ответ на суетливые телодвижения премьер-министра Армении Никола Пашиняна, пытавшегося связаться с турецким президентом Эрдоганом через Грузию, последовал в свойственном турецкой дипломатии наступательном стиле. Об очередном раунде "нормализации армяно-турецких отношений пишет ИнфоШОС.Выступая 13 декабря в Великом Национальном Собрании, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу объявил о дальнейших шагах по нормализации отношений с Арменией, включая взаимное назначение специальных представителей и возобновление чартерных авиарейсов между Стамбулом и Ереваном. Как и ранее, все свои шаги Анкара будет координировать с Азербайджаном, уточнил глава турецкой дипломатии.
Здесь стоит напомнить, что предыдущая попытка двустороннего диалога, известная как «футбольная дипломатия», увенчавшаяся подписанием «Цюрихских протоколов», не в последнюю очередь оказалась незавершённой по причине шумной протестной кампании, инициированной с подачи официального Баку. Напомним, после занятия армянскими силами в ходе «первой карабахской войны» в апреле 1993 года Кельбаджара правительство Сулеймана Демиреля в одностороннем порядке закрыло границу с Арменией. Однако в конце 2020 года, после «осенней» войны и подписания трёхстороннего соглашения 10 ноября Азербайджан вернул себе и этот, и все другие районы по периметру границ бывшей НКАО, а также всю её южную часть и город Шушу. Соотношение сил в регионе радикально поменялось не в пользу «армянского фактора», в то время как военно-политические связи Анкары и Баку качественно укрепились, сформировав максимально комфортный политико-дипломатический фон для работы на «армянском направлении».
Как известно, на протяжении 2000-х годов значительную роль в подготовке и продвижении процесса «армяно-турецкого примирения» играли западные и международные «неправительственные» организации, пользовавшиеся поддержкой Госдепа. Госсекретарь Энтони Блинкен поприветствовал у себя в Твиттере заявления о «наведении мостов» между Анкарой и Ереваном. Несмотря на то, что турецко-американские связи за последние годы, мягко говоря, не стали более доверительными, некий высокопоставленный источник агентства Bloomberg увязал «армянские» инициативы Аа-Сарая с просьбой Джо Байдена, якобы призвавшего Эрдогана открыть границу с Арменией на октябрьской встрече в Риме. Согласно версии Bloomberg и некоторых других западных источников, в Анкаре надеются, что нормализация отношений с Арменией поможет Турции улучшить напряжённые отношения с Вашингтоном после покупки российских систем противоракетной обороны С-400. Вряд ли, впрочем, это соответствует действительности, так как для того, чтобы вновь вернуть благосклонность Белого Дома и запустить процесс отмены санкций, Турции необходимо было бы пойти на куда более радикальные шаги.
Особых экономических выгод, способных повысить шансы Эрдогана и его партии на предстоящих в 2023 году выборах, нормализация отношений с Арменией также не несёт. Разумеется, разблокирование дорог и приграничная торговля будут способствовать некоторому оживлению сопредельных турецких провинций. Вместе с тем, реализуемые на востоке Турции масштабные гидротехнические, сельскохозяйственные, отчасти промышленные и коммуникационные проекты в перспективе окажут куда более серьёзное воздействие на экономику и экологию макрорегиона, включая Южный Кавказ. Завершение строительства железной дороги Карс – Игдыр и далее до границы с Нахичеванской Автономной Республикой, а также реализация проекта так называемого «Зангезурского коридора» будут означать ещё более тесную региональную интеграцию, обеспечив Турции кратчайший путь к берегам Каспия.
Ещё во время карабахской войны армянское руководство обещало открыть коридор из «материкового Азербайджана через Нахичеван в Турцию, утверждает Haberturk, раскрывая некоторые детали процесса. По сведениям издания, профильная рабочая группа будет сформирована в Анкаре до 20 января 2022 года. В течение примерно полугода во взаимодействии с имеющими связи с Турцией армянскими представителями предстоит выработать «дорожную карту» нормализации отношений. Дипломатические отношения будут выстраиваться за рамками «исторического измерения», с марта планируется возобновление чартерных рейсов, уже в мае-июне – запуск железнодорожного сообщения через Мегри, что автоматически ведёт к активизации торгово-экономических контактов. В случае открытия шлагбаумов на армяно-турецкой границе отпадает необходимость в «грузинском» транзите, а где-то вдали, по-видимому, «маячит» полноценное восстановление дипломатических отношений с открытием посольств…
Имена переговорщиков с обеих сторон уже известны, и их биографии говорят о многом. Турцию будет представлять выходец из Самсуна Сердар Кылыч, в богатом послужном списке которого – работа секретарём Совета Национальной Безопасности, что само по себе свидетельствует о многом. Как отмечает академик-тюрколог Рубен Сафрастян, в турецкой системе дипломатической службы это «птица высокого полёта». Будучи послом в США в 2015 году, он деятельно отражал давление, оказываемое на турецкие власти в контексте 100-летней годовщины Геноцида армян. Можно предположить, что и в своей новой должности Кылыч предпримет максимум усилий по «обнулению» внешнеполитических возможностей зарубежной армянской диаспоры. На протяжении десятилетий выходцы из черноморского региона занимали ведущие позиции в турецком истеблишменте, и вся семья Кылыч, тесно связанная с Эрдоганом и включающая нескольких особо приближённых к нему лиц – тому ярчайшее доказательство. По всей видимости, ход переговорного процесса будет координироваться с турецким президентом, уделяющим особое внимание нормализации отношений с ближними и дальними соседями – разумеется, на условиях Анкары в той мере, в которой это возможно.
Что же касается переговорщика с армянской стороны, то можно предположить, что его кандидатура обсуждалась в ходе недавнего визита за океан секретаря Совета Безопасности Армена Григоряна, встречавшегося со своим американским коллегой Джейком Салливаном. Среди прочих, называлась и фамилия Жирайра Липаритяна, известного своими тесными связями с Анкарой и Баку и приехавшего в Ереван для встречи с парламентской фракцией партии «Гражданский Договор». Будучи в 1996-1997 гг. спецпредставителем Левона Тер-Петросяна, гражданин США, последовательно выступающий за налаживание армяно-турецких отношений без предусловий, вёл активные переговоры с Баку, однако после отставки первого президента надолго исчез из публичной политики. На фоне подозрений по адресу Липаритяна в связях с ЦРУ, в конечном итоге представлять Армению в намечающемся диалоге с Турцией будет вице-спикер Национального Собрания Рубен Рубинян (судя по всему, министерство иностранных дел Армении осталось от этого назначения в стороне). Сын одного из прозападных ереванских «пикейных жилетов», он несколько он прожил в Стамбуле, якобы занимаясь там исследованиями на гранты фонда Гранта Динка, основанного сестрой убитого турецким националистом журналиста. Вероятно, наработанные молодым человеком с мутной биографией в Турции связи, равно как и полное отсутствие дипломатического опыта, максимально облегчат задачи Сердара Кылыча по продвижению выгодной туркам повестки дня в диалоге с «пашиняновским» Ереваном. В «диалоге», который будет напоминать состязание на ринге уверенного в себе номинанта престижных международных турниров с щуплым новичком, едва ли знакомым с боксёрской «грушей», а потому надеющимся разве что на судейский свисток и на «добрую волю» противника по результатам неких ранее достигнутых договорённостей.
Как заявил Мевлют Чавушоглу, спецпредставители могут встретиться уже в самое ближайшее время. К какому результату они в конечном итоге приведут – догадаться несложно, тем более что прецеденты подобного рода в истории Армении имеются. Едва ли так уж неправ тюрколог Варужан Гегамян, утверждающий, что в ходе предстоящих «интенсивных переговоров» будут «представлены исключительно предварительные условия турецкой стороны, которые приведут к новой капитуляции и уступкам». В любом случае, инициатива целиком и полностью находится на турецкой стороне, возможности которой ограничиваются разве что заметно расшатанными в последние годы российско-армянскими связями в военно-политической сфере.