Турция – Украина: крепнущие связи на фоне российской СВО
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Турция – Украина: крепнущие связи на фоне российской СВО3 прочтенияВчера
1 августа 2024 года на частном судостроительном предприятии Istanbul Shipyard в Тузле в азиатской части Стамбула был спущен на воду строящийся для ВМС Украины корвет F 212 «Гетьман Іван Виговський» типа Ada (MILGEM). Это уже второй из двух из двух заказанных Украиной кораблей по декабрьскому контракту 2020 года, официально заложенный 18 августа 2023 года. В церемонии участвовали министр обороны Украины Рустам Умеров, командующий ВМС Алексей Неижпапа, а также жена просроченного Зеленского Елена.
14 декабря 2020 года тогдашний глава Управления оборонной промышленности Турции (SSB) Исмаил Демир подписал в Киеве с Министерством обороны Украины соглашение о постройке для ВМС Украины двух корветов турецкого проекта MILGEM (тип Ada), напоминает неофициальный блог Центра анализа стратегий и технологий. Генеральным подрядчиком выступила турецкая государственная проектно-консалтинговая компания Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret A.Ş. (STM). Стоимость «головного» корабля на 2020 год оценивалась около 8 млрд гривен (около 265 млн евро) – скорее всего, без учёта стоимости вооружения.
Согласно соглашению, ещё два корвета должны были быть построены по лицензии и при содействии STM на Украине на заводе «Океан» в Николаеве, в том же декабре 2020 года также подписавшим с SSB соответствующее соглашение. Согласно турецким источникам, общая рамочная стоимость контракта с Киевом составила более 1 млрд долл.
Постройка «головного» корвета типа Ada для Украины была начата на верфи RMK Marine в той же Тузле в апреле 2021 года, церемония официальной закладки головного корвета, получившего имя печально известного Мазепы, прошла там же 7 сентября 2021 года. Корабль был спущен на воду 2 октября 2022 года, а в конце мая 2024 года был впервые выведен на испытания в море.
Согласно условиям контракта, головной корвет должны были передать заказчику в конце 2022 года для достройки и доукомплектования, которые планировалось в 2023-2024 г. проводить на заводе «Океан» в Николаеве. Аналогичным образом достраиваться и доукомплектовываться должен был второй корвет, однако текущие обстоятельства сделали эти планы невозможными: оба корабля будут полностью доводиться до ума, обкатываться и передаваться в состав ВМС Украины в Турции.
В состав вооружения обоих корветов должны входить:
- противокорабельный ракетный комплекс Boeing Harpoon Block 2 (8 ракет, на головном корабле на этапе испытаний пока не установлен), э
- 8 (на головном корабле, на втором – возможно, 16) вертикальных пусковых установок зенитного ракетного комплекса малой дальности MBDA VL MICA,
- 76-мм универсальная артиллерийская установка Leonardo Oto Super Rapid,
- 35-мм турецкий двухствольный зенитный артиллерийский комплекс Aselsan Gokdeniz,
- 2 12,7-мм дистанционно управляемые пулеметные установки Aselsan STAMP-2
- предположительно, 2 324-мм трехтрубных торпедных аппарата для противолодочных торпед (МU90).
Кроме того, каждый корабль должен нести средний вертолет постоянного базирования.
Установленное на головном корвете радиоэлектронное вооружение включает:
- РЛС общего обнаружения Thales SMART-S Mk 2,
- комбинированную систему управления огнем Thales STING-EO Mk 2,
- две навигационные РЛС Aselsan ALPER,
- комплекс радиотехнической разведки Aselsan ARES-2N,
- две станции РЭБ Aselsan AREAS-2NC, станции спутниковой связи производства Aselsan,
- комплекс выстреливаемых помех ВАЕ Systems Mk 36 SRBOC
- комплекс противоторпедных ловушек Aselsan Hizir.
Согласно открытым источникам, корабль оснащен турецкой АСБУ GENESIS и подкильной активно-пассивной ГАС Aselsan FERSAH, а также буксируемой ГАС обнаружения торпед комплекса Hizir.
Корвет MILGEM стал первым крупным боевым кораблем (полное водоизмещение 2400 тонн, длина 99,6 метров) проекта, разработанного в своё время для Турции при участии Государственного Исследовательско-проектного центра кораблестроения (Николаев). Всего турецкий флот должен был обзавестись 12-ю корветами такого типа, однако в итоге это количество сократилось втрое.
Строительство головного корвета F 511 Heybeliada велось на государственной военно-морской верфи Istanbul Naval Shipyard в Стамбуле с января 2007 года, и корабль вошёл в состав турецкого флота в сентябре 2011 года. Второй корвет F 512 Büyükada был сдан ВМС Турции в сентябре 2013 года, третий корвет F 513 Burgazada – в ноябре 2018 года, и четвертый корвет F 514 Kınalıada – в сентябре 2019 года.
В июле 2018 года ВМС Пакистана подписали контракт стоимостью более 2 млрд долл. с STM на поставку четырёх корветов проекта MILGEM, а в июне 2024 года соглашение о строительстве в Турции трёх таких корветов заключила Малайзия.
Никуда не делись и совместные «беспилотные» проекты, о которых в последнее время говорится несколько меньше. Турецкий завод компании Baykar заработает на Украине полноценно только после завершения войны, сообщил недавно посол Украины в Турции Боднар, не предоставив подробностей о предстоящей работе завода. В свою очередь, в турецкой компании Baykar рассказали об успешном испытании авиабомбы MAM-T IIR производства компании Roketsan с высотного ударного беспилотника Akinci. Предполагается, что теперь дроны могут поражать цели на дистанции в свыше 50 км (ранее турки применяли со своих БЛА предыдущие модификации данных боеприпасов в лице MAM-C/L/T с дальностью от 8 до 30 км). Еще одним преимуществом MAM-T IIR выступает инфракрасная головка самонаведения, позволяющая применять его по принципу «выстрелил – забыл».
Несмотря на то, что в ходе СВО ударные беспилотники типа Bayraktar TB2 себя особо не проявили в основном были сбиты в первые три месяца боевых действий, это вовсе не означает их бесполезности, отмечает Рыбарь. В локальных конфликтах с противником без насыщенной ПВО они вполне эффективны, а потому «в Турции, несмотря на неудачный опыт применения своих дронов в зоне СВО, продолжают совершенствовать свои аппараты с целью расширения их боевых возможностей. В перспективе БЛА начнут массово оснащать их зенитными ракетами и расширять номенклатуру боеприпасов "воздух-земля"».
Как написал некоторое время назад телеграм-канал Кремлёвский шептун», в Москве попросили турок «ни при каких обстоятельствах» не передавать Украине современное вооружение. Предупреждение якобы прозвучало на фоне слухов о готовности Анкары начать тайную поставку Киеву ряда видов оружия, что уже было встречено в России «с огромным негодованием. По всем возможным каналам до Анкары было донесено, что подобные действия недопустимы и приведут к "крайне печальным последствиям" для двусторонних отношений. После этого команда Реджепа Тайипа Эрдогана вышла на контакт с Кремлём и заверила, что никакие подобные варианты "всерьёз не обсуждаются". По данным турецкой стороны, руководство НАТО неоднократно просило Анкару оказать существенную военную помощь ВСУ, но ответ на эти просьбы якобы всегда был исключительно отрицательным».
Всё это, даже если является правдой, ничуть не мешает, по крайней мере, реализации контрактов, подписанных до начала СВО, а также обсуждения новых. Едва ли передача в 2024 году Киеву надводных кораблей будет способствовать оживлению стагнирующих российско-турецких торгово-экономических и иных связей. Напротив, процесс утверждения турецко-украинского соглашения о зоне свободной торговле, подписанного за несколько дней до начала СВО, близится к логическому завершению. Так, по словам Бондара, 13%работающих на Украине иностранных компаний – турецкие, и «несмотря на российскую оккупацию», объем торговли между двумя странами составляет 7,5 миллиардов долларов и может подрасти до 10 млрд долларов. Сам по себе показатель не очень большой, однако,
«1) турецкие строительные компании активно работают на украинском рынке и возник целый сегмент бизнеса, заточенный на Украину (понятно, что стройка — мимо статистики по товарообороту),2) крупные турецкие компании нацелены на инвестиции в украинскую инфраструктуру, прежде всего, морские порты,3) турецкие и украинские ВПК тесно сотрудничают, в том числе, в сфере авиации»?
– отмечает в своём телеграм-канале «Турция – это» Иван Стародубцев
Таким образом, можно констатировать, что турецкий бизнес активно использует возможности на Украине, «которые носят, в одну сторону, черты "распродажи", а, с другой стороны, содержат высокую маржинальность (особенно по долгосрочным строительным сделкам) на работу со страной, находящейся в состоянии войны».
Как пишет деловое издание "Dünya", недавняя делегация во главе с заместителем министра экономики Украины Тарасом Качкой стала «молчаливым, но важным шагом» по расширению двусторонних связей. По мнению И. Стародубцева, «Турция через Украину, по сути, возвращается и закрепляется, в смысле влияния, на северное Черноморье после долгого времени отсутствия», уже наработав на Украине серьёзные активы, защищённые, помимо прочего, «ещё и с точки зрения особого характера российско-турецких отношений нынешней эпохи».
P.S. «Прорыв» турецкого ВПК в производстве авиационных двигателей, по всей видимости, вызван активным сотрудничеством с «Мотор-Сич» по проектам турецкого сверхмощного ударного вертолёта АТАК-II (T929) и беспилотного малозаметного истребителя-бомбардировщика ANKA-3, которые на первых этапах будут оснащены украинскими двигателями. Какими-то иными обстоятельствами объяснить такой прогресс за короткие сроки просто невозможно, ведь даже Китай до настоящего времени не сумел решить все проблемы в двигателестроении, чем и объяснялась попытка поглощения "Мотор-Сич" с помощью Вячеслава Богуслаева, пишет telegram-канал «Украина – не Россия?»
Александр Григорьев