Турецкие банки бойкотировали строительство канала «Стамбул»
Ведущие банки Турции отказываются от финансирования проекта строительства канала в обход Босфора. Причиной этого являются экологические, политические и финансовые риски, пишет Reuters со ссылкой на источники в банках и финансовых кругах Турции.
Шесть ведущих банков Турции, среди которых Garanti Bank, Is Bank и Yapi Kredi, подписали поддерживаемый ООН документ о принципах ответственного банковского дела, которые призывают избегать причинения вреда окружающей среде и жителям планеты. Именно это может стать препятствием для их участия в проекте, отмечают два собеседника агентства.
Предполагалось, что строительство канала (шириной около 150 м и глубиной 25 м) должно завершиться к 2023 году, когда в Турции будет праздноваться столетие республики. Критики проекта указывали на опасность, которую он создает для экологии региона, а также связанную с его реализацией угрозу возникновения проблем снабжения Стамбула питьевой водой, для которого используется вода из озера Теркос и водохранилища Сазлидере.
По данным Союза палат турецких инженеров и архитекторов, канал разрушит морскую экосистему и источники, которые на треть обеспечивают Стамбул пресной водой. Мэр города и большинство его жителей также неоднократно выступали против строительства канала.
«Я не думаю, что мы сможем участвовать в финансировании канала «Стамбул». Он может вызвать ряд экологических проблем», — сказал Reuters на условиях анонимности один из банкиров.
«Мы определенно не хотим давать ссуду для такого рода проектов из-за экологических проблем», — сообщил Reuters второй высокопоставленный банкир, добавив, что подписавшие документ банки должны соблюдать принятый ООН пакт об устойчивом развитии.
Еще один банкир в беседе с агентством указал на то, что против проекта выступают оппозиционные партии. Таким образом, строительство канала может оказаться сорванным, если на выборах в 2023 году партия Реджепа Эрдогана проиграет. «Размер проекта слишком велик. Он влечет репутационные и кредитные риски», — отметил он, выразив мнение, что строительство канала «похоже, является любимым проектом правительства».
Кроме того, по словам источников Reuters, для большинства турецких банков финансовые риски от участия в проекте, вероятно, будут слишком высокими. Участие в столь масштабном проекте может ограничить их кредитные возможности, особенно с учетом того, что существует риск срыва проекта на позднем этапе строительства. В 2019 году общая стоимость строительства канала оценивалась в $13 млрд, что делает его одним из самых дорогих инфраструктурных проектов страны.
Как отмечает Reuters, нежелание турецких банков финансировать проект повышает вероятность того, что в финансировании строительства примут участие госструктуры и иностранные инвесторы.
Представитель и советник Эрдогана Ибрагим Калин, отвечая на вопрос агентства, будут ли турецкие банки участвовать в финансировании, сказал, что проект «обязательно привлечет» инвесторов и кредиторов после того, как будут проведены тендеры. По его словам, уже есть интерес к торгам, которые будут открыты для всех, включая турецкие, европейские, американские и китайские компании. «Это прибыльный проект и мы уверены, что он будет и дальше реализовываться», — добавил он.
Представитель Минфина Турции на момент публикации не ответил на запрос агентства. В Garanti Bank от комментариев отказались. Is Bank и Yapi Kredi не ответили на запросы. Denizbank и государственный Vakifbank также отказались комментировать финансирование канала, Akbank, государственные Halkbank и Ziraat Bank не ответили на запросы Reuters.