Юань небывало растёт. Силуанов начал обваливать рубль?
В июле объем торгов юанем вырос практически в два раза, составив 970 млрд рублей против 530 млрд рублей в июне. Такие данные приводит «Ъ».
Динамика объема торгов юанем по месяцам выглядит следующим образом:
- Январь — 30 млрд
- Февраль — 30 млрд
- Март — 220 млрд
- Апрель — 330 млрд
- Май — 350 млрд
- Июнь — 530 млрд
- Июль — 970 млрд
Мы видим постоянный рост. Однако в июле он составил рекордное значение. Юань занял долю в 20% от общего объема торгов, вплотную приблизившись к евро (25%). Очевидно, что в августе или в сентябре юань обгонит евро.
Является ли столь небывалый рост естественным процессом?
Конечно, рост торговли юанем практически в два раза можно попробовать обосновать естественными причинами. Они исходят из общего курса внешнеэкономической деятельности предприятий России на отказ от использования долларов и евро. Постепенно переориентируются торговые потоки, торговля с юанем растёт, о чём мы писали здесь , в то время как с Европой — падает.
Банковские организации вводят комиссии не просто за операции, а даже за хранение долларов и евро на своих счетах. Следовательно, необходимо перекладываться в иные валюты. Логично, что основной валютой дружественных государств является юань.
Впрочем, все эти объяснения были актуальны (за исключением комиссии на хранение евродолларов) и в апреле, и в мае, и в июне. Но именно в июле на валютном рынке случилась аномалия.
Можно предположить, что Министерство финансов или же Центробанк начали валютные интервенции, целью которых является ослабление курса рубля. Однако если ЦБ упорно отказывается хоть как-то влиять на курс, предпочитая оставлять рубль в «свободном плавании», то Министерство финансов не видит в этом никаких проблем. Около месяца назад Силуанов заявлял следующее:
Закупки валют недружественных стран, прежде всего долларов и евро, сейчас невозможны. В обозримом будущем картина не изменится. Для нас эти валюты токсичны: наши резервы заморожены, активы бизнеса арестованы, вводятся ограничения на расчеты. С валютами дружественных стран проблем нет, поэтому если и принимать решение о возобновлении бюджетного правила, то интервенции должны производиться только в таких валютах. Тогда через кросс-курсы будет меняться отношение рубля к доллару и евро. Но конкретные валюты я не хотел бы называть
Несмотря на то, что Силуанов не захотел называть конкретные валюты, их список является очевидным. В первую очередь это, конечно же, юань, чья инфляция является минимальной. Даже по сравнению с долларами и евро. Сберегать в юанях сейчас — пожалуй, лучший вариант (разумеется, для населения и бизнеса, но не для государства).
В июле мы увидели резкую девальвацию рубля. Если на 30 июня курс составлял 51,45 за доллар, то на 1 августа это значение составило уже 60,17 рублей за доллар. Таким образом, ослабление составило 16,9% всего лишь за один месяц. Это, конечно, много.
Без вмешательства крупного игрока в валютные торги столь сильная девальвация вряд ли бы могла состояться. А, учитывая серьезный рост объема торгов в юанях, очевидно, что этот крупный игрок покупал китайскую валюту. Крупным игроком может быть только Минфин или же Центробанк. Но, как было сказано выше, в ЦБ упорно исключают искусственное вмешательство в валютный рынок.
Если Министерство финансов действительно начало скупать юань, то ничего хорошего в этом, разумеется, нет. Единственный источник средств, которыми может оперировать Силуанов, — это доходы федерального бюджета. В этом году никаких нефтегазовых сверхдоходов нет, они в результате временной отмены бюджетного правила зачисляются в федеральный бюджет.
Следовательно, Силуанов, если и проводит интервенции, то отвлекает средства государственной казны от действительно важных целей, начиная от стимулирования реального сектора экономики, заканчивая социальной поддержкой граждан.
Силуанов, видимо, рассчитывает, что ослабление рубля позволит компенсировать бюджетные расходы, связанные с валютными интервенциями. На бумаге это, действительно, будет так. Однако в управлении государственными финансами важно не просто сводить дебет с кредитом, а доводить бюджетные деньги до определяемых целей быстро и без промедления. Каждая неделя задержки существенным образом снижает эффективность бюджетных расходов.
В завершение отмечу, что нынешний уровень доходов федерального бюджета позволяет достаточно быстро нарастить инвестиционные расходы. Здесь даже не буду перечислять проекты и направления, в которых Минфин либо отказывает, либо задерживает финансирование, несмотря на их стратегическую значимость для развития русской экономики.
Как бы то ни было, необходимо дождаться окончательной версии бюджетного правила, что позволит сделать однозначный вывод: сможет ли Силуанов вновь продавить свою либеральную концепцию по изъятию триллионов из русской экономики или же идеям Министерства финансов в нынешнее время сбыться уже будет не суждено.