Юбилейный саммит СНГ: в фокус внимания – проблемы безопасности
15 октября под председательством Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в формате видеоконференции прошло очередное заседание глав государств СНГ, пишет ИнфоШОС. В своём выступлении белорусский лидер подчеркнул позитивное значение «интеграционного купола», укрывшего три десятилетия назад «бывшие союзные республики от хаоса и экономического коллапса». По его мнению, за три десятилетия Содружество «прошло непростой путь становления и стало признанной международным сообществом региональной организацией». Универсальность, добровольность, равноправие – ключевые принципы, способствовавшие сдерживанию многих разрушительных процессов, стабилизации экономик, сохранению торгово-экономических связей между странами. Одним из ключевых достижений СНГ можно назвать сохранение тесных человеческих контактов, доверительных политических отношений, многоплановых хозяйственных связей с прицелом на дальнейшую интеграцию.
Обратившись к актуальным проблемам Содружества, президент России Владимир Путин отметил концентрацию у его границ боевиков международных террористических группировок. Главари некоторых из них вынашивают планы по распространению своего влияния на центральноазиатские государства, на российские регионы, «делают ставку на разжигание этно-конфессиональных конфликтов и религиозной ненависти». Отсюда – и необходимость совместных скоординированных действий, которым могут помешать конфликты на территории постсоветских стран и, в частности, разночтения в подходах к событиям в Афганистане после прихода к власти в этой стране запрещённого в России движения «Талибан». «Военно-политический и гуманитарный кризис в Афганистане создал серьезную угрозу безопасности нашим странам», – констатировал Президент Таджикистана Эмомоли Рахмон, неоднократно заявлявший о необходимости создания в Кабуле инклюзивного правительства с вовлечением местных таджиков. Сформированное талибами переходное правительство не отражает всей палитры афганского общества, подчеркнул, в свою очередь, Владимир Путин: «Вместе с тем объявлено о намерении провести всеобщие выборы, принимаются меры по возобновлению нормальной работы органов госуправления. Мы вместе в рамках СНГ будем, безусловно, отслеживать, чтобы эти обещания подкреплялись делами, следить за этим».
Следить, безусловно, придётся – причём весьма пристально. В преддверии онлайн-встречи глав государств состоялся ряд мероприятий, посвящённых актуальным вопросам коллективной региональной безопасности. Так, 13 октября в ходе онлайн-встречи с главами специальных служб стран СНГ Президент России отметил важность повышения уровня координации их работы, особенно в части нейтрализации потенциальных угроз, исходящих с территории Афганистана. «Все мы хорошо понимаем, какое серьезное влияние события в этой стране могут оказать на положение дел в Центральной Азии, Закавказье, других регионах», – отметил российский лидер, указав на важность обсуждения данных угроз на саммитах ОДКБ и ШОС в минувшем сентябре.
К этому стоит добавить, что сворачивание американского присутствия в регионе носит лишь частичный характер. Уже в октябре эмиссары Пентагона намерены обсудить возможность размещения на территории Узбекистана неких «контртеррористических сил» в Узбекистане для потенциального нанесения ударов по Афганистану, сообщило 13 октября издание Politico со ссылкой на собственные источники. Скорее всего, речь идёт о возвращении авиации США и их союзников на аэродром Ханабад, откуда после трагических событий в Андижане американский контингент был перемещён на киргизскую базу Манас.
Вопрос о возобновлении присутствия Пентагона на территории Узбекистана, Казахстана и Таджикистана по-прежнему привлекает повышенное внимание СМИ и экспертного сообщества. В Москве и Пекине к перспективе появления в Центральной Азии американских военных объектов относятся крайне негативно. Тем не менее, соответствующий интерес сохраняется, о чём свидетельствует визит в начале октября в Узбекистан заместителя госсекретаря США Уэнди Шерман, в ходе которого подчёркивалась «важность стратегического партнерства США с Узбекистаном» и «дальнейшие совместные шаги по урегулированию ситуации в Афганистане». Через неделю в Ташкенте для обсуждения «афганского вопроса» побывала делегация Палаты представителей во главе с председателем комитета по иностранным делам Грегори Миксом.
В свою очередь, в Москве делают всё возможное, чтобы заинтересовать Ташкент перспективами евразийской интеграции, вплоть до объявления «миграционной амнистии» в отношении 158 тысяч граждан Узбекистана и объявленных планов по выделению узбекским дехканам в аренду до 1 миллиона гектар заброшенных российских земель. Ранее российское правительство утвердило пилотный проект по привлечению иностранных рабочих, включая 10 тысяч строителей из Узбекистана. С учётом заметного роста обусловленного «засильем мигрантов» конфликтного потенциала, а также принимая во внимание инвестиционные проекты крупных российских компаний, логично было бы предположить, что в Москве ожидали бы недвусмысленного отказа Ташкента от американских предложений и более активного участия в интеграционных процессах на евразийском пространстве.
Вроде бы основания для сдержанного оптимизма имеются. Глава внешнеполитического ведомства Узбекистана Абдулазиз Камилов активно участвует в мероприятиях в рамках СНГ и ЕАЭС. Что касается американских баз в Узбекистане, то «этот вопрос не стоит и не обсуждается», – заверил он, комментируя публикацию в Politico. В свою очередь, руководитель информационной службы Министерства обороны Узбекистана Бахром Зульфикаров сообщил, что республика не планирует размещать на своей территории подразделения американской армии: «По моим данным, Узбекистан не получал предложение на размещение на своей территории антитеррористических сил Соединенных Штатов и не планирует подобные шаги, так как это запрещено конституцией и не предусмотрено оборонной доктриной нашей страны». К слову, среди принятых главами государств документов – принятое по инициативе российской стороны Заявление о развитии сотрудничества в сфере миграции с перечислением имеющихся в этой сфере проблем и набором благих пожеланий.
Не менее чувствительной проблемой является размещение по периметру российских границ биологических лабораторий Пентагона, на опасные последствия деятельности которых неоднократно обращали внимание в Совете Безопасности России и в Министерстве иностранных дел. Среди согласованных главами государств документов – Заявление о сотрудничестве в области обеспечения биологической безопасности с констатацией важного значения Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) как одной из опор международной архитектуры безопасности. Глава российского государства выразил убеждение, что «государства СНГ будут сообща заниматься развитием системы мониторинга биологических рисков, обменом информацией по вопросам борьбы с эпидемиями, инфекционными болезнями и реагированием на чрезвычайные ситуации в области здравоохранения, а также укреплять договорно-правовую базу такого профессионального сотрудничества».
По итогам прошедшей накануне в Минске встречи глав внешнеполитических ведомств государств СНГ было принято заявление о недопустимости «создания международных механизмов, дублирующих функции КБТО и действующих в обход Совета Безопасности ООН». Участники совещания выступили «против попыток использования так называемых “добровольных оценочных посещений” микробиологических объектов двойного назначения в качестве альтернативы верификации в рамках КБТО, а также создания в Секретариате ООН структурного подразделения для проведения расследований предполагаемого применения биологического оружия». Как известно, выработка чётких механизмов и процедур, которые позволили бы Конвенции реально заработать, торпедируются, прежде всего, Вашингтоном, реализующим опасные военно-биологические программы на территории третьих стран.
Выступая на заседании, Президент Узбекистана выступил с рядом предложений, направленных, в частности, на развитие промышленной кооперации и объединение усилий по дальнейшему развитию системы межрегиональных трансконтинентальных транспортных коридоров. Несмотря на часто критикуемый аморфный характер Содружества, общность стоящих перед его участниками трансграничных вызовов и угроз объективно свидетельствует в пользу сохранения этой площадки обмена мнениями и согласования разнонаправленных интересов. Председательство в СНГ в 2022 году переходит к Республике Казахстан, успешно реализующей «многовекторный» внешнеполитический курс.