Юрий Борисов. Настоящий государственник
Вчера стало известно, что Юрий Борисов покидает должность вице-премьера и переходит на работу в «Роскосмос», сменив во главе госкорпорации Дмитрия Рогозина. Интересно, что четыре года назад Рогозин пришёл в «Роскосмос» с аналогичной должности — вице-премьера по «оборонке» и промышленности.
На посту вице-премьера, отвечающего не только за ВПК, но и за гражданский сектор, Борисов отработал 2,5 года (с приходом правительства Мишустина-Белоусова его полномочия серьёзным образом расширились). Однако за это время Борисов сумел продавить огромное количество проектов, годами лежавших на столе Силуанова в ожидании согласования Минфина.
Ярким примером является введение обратного акциза на переработку этана и СУГ. Проект закона с 2018 года пылился в Минфине, ходу ему не давал Силуанов, занимая тогда должность первого вице-премьера. В результате в стране не запускался ряд мегазаводов, которые позволили бы экспортировать не сырьё, а продукцию газохимии, обладающую высокой добавленной стоимостью.
Борисов продавил введение обратного акциза. В результате был запущен ряд важнейших проектов. Так, началось строительство Амурского ГХК (2,7 млн тонн полимеров в год), газохимического комплекса в Усть-Луге (3 млн тонн полимеров), газохимический комплекс в Усть-Куте (650 тыс тонн полимеров). Введение в эксплуатацию этих объектов позволит России нарастить несырьевой экспорт примерно на 10-15 млрд долларов в год.
После введённых ограничений проекты начали испытывать сложности с поставкой западного оборудования. Впрочем, они не критические, варианты решения есть. Строительство того же Амурского ГХК пока что идёт по плану. Однако если бы обратный акциз был введен в 2018 году, то сейчас заводы бы находились на последней стадии строительства. Всё оборудование уже было бы поставлено. И они были бы готовы начать работу, решая проблемы уже в ходе производственной деятельности. Однако имеем то, что имеем.
Следующее важное достижение Борисова — это создание Госплана для авиационной отрасли. Итоговый документ был утвержден буквально за несколько недель до ухода Борисова с поста вице-премьера. Он довёл дело до конца. Конечно, нельзя приписывать успехи в развитии отечественного самолётостроения исключительно Борисову. Это труд огромного количества инженеров, конструкторов, смежников, чиновников профильных министерств и т.д.
Но на вершине этой огромной пирамиды был именно Борисов, который кардинальным образом изменил подход и отношение к отрасли. При нём отошли на второй план такие показатели, как получение прибыли и коммерческая эффективность самолётов. Разумеется, при начале серийных поставок цена за единицу того же МС-21 и суммы на его эксплуатацию будут превышать затраты на Boeing 737.
Однако все деньги будут оставаться в России, идти на развитие самой высокотехнологичной отрасли промышленности, сопутствовать развитию смежных отраслей. А в текущей ситуации, когда поставки Boeing и Airbus прекратились, это остаётся единственным выходом. Более того, Борисов утвердил целевые показатели, согласно которым, при насыщении внутреннего рынка отечественными самолетами цена на единицу продукции должна падать за счёт экономии на масштабе. Госплан в авиаотрасли включает целевые показатели по производству каждого типа самолётов. Но, что важнее, финансирование выделено уже сейчас до 2030 года и впервые обеспечен гарантированный спрос для каждой единицы ВС. Подробнее об этом мы писали здесь:
222222222
Третье, на что хотелось бы обратить внимание, это перезапуск Борисовым отечественной радиоэлектронной промышленности. Будучи военным человеком, вице-премьер прекрасно понимал риски, которые несет в себе зависимость России от импорта электронной компонентной базы. Еще 2020 году Борисов добился увеличения расходов бюджета на радиоэлектронику в 11 раз (со смешных 15 млрд до 165 млрд рублей), а также вместе с вице-премьером Дмитрием Чернышенко разработал Госплан развития радиоэлектронной промышленности, который поддержал и утвердил Михаил Мишустин.
К сожалению, негативные прогнозы Борисова сбылись. И сейчас Россия столкнулась с перебоями в поставках радиоэлектронной продукции. Для того, чтобы возродить отрасль фактически с нуля необходимо не менее 7 лет при самых оптимистичных раскладах (в реальности — около 10). Если бы на эту проблему обратили внимание хотя бы в 2014 году, то сейчас мы бы имели шанс полностью избавиться от зависимости в этой отрасли. Но предыдущие правительства системных либералов по понятным причинам не занимались насущными вопросами.
На внешнем контуре Борисов, возглавляя межправительственную российско-венесуэльскую комиссию, обеспечил контроль нашего государства над 70% текущей добычи нефти в Венесуэле через госкомпанию «Росзарубежнефть», которая напрямую подчинена правительству. В Венесуэлу начался экспорт нашей высокотехнологичной продукции. Ряд предприятий получил хороший экспортный рынок сбыта. Например, в области фармы.
Что касается «оборонки», то сложно даже перечислить все новые типы вооружений, который появились при кураторстве ВПК Борисовым. Начиная от «Кинжалов», заканчивая РСЗО «Торнадо-С», наводка ракет которой осуществляется с помощью системы ГЛОНАСС. Иногда встречается критика Борисова, что передовых типов вооружений было выпущено крайне мало. Однако количество и параметры гособоронзаказа определяет явно не вице-премьер по ОПК. Его задача — разработка и организация серийного выпуска вооружений. Впрочем, по понятным причинам мы не знаем ни точное количество тех или иных видов вооружений, ни возможностей резкого наращивания производства. Но по приходящей информации понятно, что сейчас предприятия ОПК работают в три смены, а в зоне СВО каждую неделю появляется всё больше «новинок».
Весной-летом 2020 года Борисов вступил в противостояние с системными либералами. В частности, он не скупился на критику в адрес Министерства финансов и Банка России. После этого в адрес Борисова была развернута краткосрочная информационная компания в так называемых «деловых» СМИ, которые по факту являются абсолютно либеральными и враждебными. После Борисов перестал часто появляться в информационном поле. Видимо, предпочёл сосредоточиться на своей непосредственной работе, считая, что информационные компании в его адрес могут помешать достижению поставленных целей. С 2021 году Борисов стал практически непубличным управленцем. Информация о результатах его работы была представлена сугубо в сухих официальных документах.
В этом, конечно, скромный подход Юрия Борисова сильно отличается от стиля Дмитрия Рогозина, который в ответ на информационные атаки начинал в открытую обличать системных либералов (в частности, Алексея Кудрина). Но хоть стили выполнения задач и разные, результат в обоих случаях исключительно положительный. Потому что оба являются государственниками.