Юрий Саввин: Азово-Черноморский бассейн в перспективе займет центральное место в логистике
data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>Юрий Саввин: Азово-Черноморский бассейн в перспективе займет центральное место в логистикеСегодняСегодня7 мин
Южный транспортный коридор имеет ряд преимуществ и давно доказал свою эффективность, но остается недооцененным, отметил Юрий Саввин. Фото: Пресс-служба ОТЭКОЮжный транспортный коридор имеет ряд преимуществ и давно доказал свою эффективность, но остается недооцененным, отметил Юрий Саввин. Фото: Пресс-служба ОТЭКО
В изменившейся логистике Южный транспортный коридор, обеспечивающий грузопотоки через Азово-Черноморский бассейн (АЧБ), не просто набирает обороты, но и становится стратегическим маршрутом для российского экспорта. Грузоотправители выбирают короткий путь доставки грузов по железной дороге и удобное плечо до самых востребованных рынков. Также среди преимуществ – незамерзающая акватория, круглогодичная перевалка и высокий уровень развития инфраструктуры портов. О перспективах роста перевалки в АЧБ на полях Транспортной недели в Москве в интервью «ФедералПресс» рассказал директор по логистике и управлению коммерческой цепочкой поставок ОТЭКО, компании-оператора порта Тамань, Юрий Саввин.
– Юрий Викторович, каким Вы видите развитие Южного транспортного коридора и портов АЧБ в ближайшее время? Что мешает реализовать потенциал?
Развитие Южного транспортного коридора и Азово-Черноморского бассейна играет для России стратегическую роль. Данный маршрут имеет ряд преимуществ и давно доказал свою эффективность. Однако в моем понимании сегодня его потенциал недооценен. Приведу несколько цифр. Если сравнивать пропускную способность железных дорог на разных направлениях, в частности, на Юге и Северо-Западе, заметна разница: сейчас в направлении Азово-Черноморского бассейна это 125 млн тонн, а Северо-Запада – 143 млн тонн. К 2030 году пропорция возрастет до 152 млн тонн и 220 млн тонн соответственно. И это при том, что именно Юг имеет возможность обеспечить круглогодичную перевалку ввиду мягких климатических условий и предоставить короткое морское плечо до перспективных рынков Глобального Юга, сокращая расстояние, сроки и стоимость доставки грузов.
Учитывая явные преимущества, мы видим растущие запросы грузоотправителей на экспорт самых разных товаров: угля, аграрной, химической, железорудной продукции. О востребованности коридора свидетельствуют «пробки» на железной дороге в южном направлении. Чтобы удовлетворить экспортные потребности бизнеса и экономики, необходимо, как минимум, ликвидировать «узкие места» на железной дороге, из-за которых грузы с Юга порой перенаправляются на Северо-Запад, теряя в сроках и стоимости поставок, и развивать Южный транспортный коридор так же активно, как Северо-Западный и Восточный маршруты. Чтобы не переплачивать за неэффективную логистику, нужно определить правильный баланс между бассейнами. Имеющиеся мощности портов АЧБ смогут обеспечить все грузовые потоки, идущие к нам от центральных регионов и до Сибири. В частности, терминалы ОТЭКО в порту Тамань могут переваливать до 70 млн тонн навалочных грузов и до 20 млн тонн наливных.
Мы, как один из крупнейших портовых операторов в АЧБ, стремимся выступать в роли драйвера расширения экспортного коридора в сторону Глобального Юга, инициировать и продвигать проекты развития подходов к южным портам. Потому что мы верим в этот стратегический коридор, который нужно усиливать.
– Какие практические инициативы предлагает ОТЭКО для наращивания грузопотока в АЧБ?
Мы работаем над тем, чтобы грузопоток был стабильным. Речь идёт не только об объемах перевалки, но и обо всей цепочке поставок: железной дороге, операторах вагонов, грузоотправителях, судовладельцах. Мы налаживаем взаимодействие и обмен информацией, развиваем собственные клиентские сервисы, чтобы эффективно работали и набирали обороты все звенья.
Мы уже сейчас имеем возможность более гибко управлять потоками: например, если есть какие-то сложности с доставкой груза из Кузбасса, мы наращиваем объемы из центральных регионов страны – и наоборот. И хотели бы в дальнейшем сохранять это преимущество. Поэтому сегодня мы прорабатываем ряд проектов по диверсификации грузовой базы и более эффективной эксплуатации терминалов.
Мы гордимся отсутствием брошенных поездов. Что это даёт? Прозрачность, предсказуемость. Клиент видит, что ему вернули порожние вагоны, и повышает планирование. Для РЖД это повышение пропускной способности. Более того, в этом году мы запустили пункт текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов: он выполняется прямо на нашей площадке. Мы активно работаем над тем, чтобы «больные» вагоны на сети РЖД не выпускать.
Кроме того, мы имеем высокую скорость погрузки и занимаемся дноуглублением, все это позволяет нам обрабатывать крупные судовые партии. Мы наращиваем сервис по погрузке судов типа Capesize с дедвейтом свыше 150 тыс. тонн – это наше преимущество относительно других портов. Сегодня на юге количество таких судов увеличивается. И мы надеемся, что тренд на использование судов большого дедвейта будет продолжен в следующем году.
Всё это позволяет выстроить понятную и прозрачную логистику, повысить эффективность вместе с другими участниками цепочки. Потому что мы понимаем, что именно вместе с ними развиваем транспортный коридор.
Уже сегодня мы значительно продвинулись в планировании: если в 2024 году уровень выполнения плана составлял примерно 60−70%, то в 2025-м средний показатель – 90%. Конечно, бывают непредвиденные трудности, но мы намерены повышать точность планирования, внедряя, в том числе, инновационные методы. Девиз нашей команды описан в книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес»: «Чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил, а чтобы двигаться вперёд — нужно бежать в два раза быстрее».
– Какой целевой показатель отгрузки компания ставит перед собой в 2025–2026 годах на навалочном и наливном терминалах?
Я думаю, когда мы будем подводить итоги 2025 года, мы сможем смело назвать его успешным, учитывая непростую рыночную конъюнктуру для грузоотправителей. В этом году по сравнению с прошлым мы фиксируем существенный рост грузооборота за счет диверсификации переваливаемых грузов – это повышает устойчивость компании в случае турбулентности и изменений рыночной ситуации. Начиная с июня-июля наблюдается положительная динамика: в сентябре объем перевалки составил 2 млн тонн, а сейчас мы нацелены на среднемесячный показатель в 2,5 млн тонн и выше. Мы ставим себе цель сохранить данный тренд и в 2026 году. Надеемся, что и рыночная конъюнктура, и те сервисы, которые мы сегодня предлагаем, позволят достичь высоких результатов.
– Растет ли перевалка угля в южном направлении? Какие тенденции сейчас наблюдаются?
Перевалка угля постепенно растет, и есть определённые основания для оптимизма на будущие периоды. Экспорт угля из Кузбасса за январь-октябрь 2025 г. превысил показатель прошлого года на 1,5%. Серьезным фактором, сдерживающим рост, является низкая цена на мировом рынке. Но на самом деле мы видим, что для наращивания объемов должны произойти незначительные изменения в части курса доллара и котировок. Тогда уголь выйдет из минусовой зоны в плюс. Традиционные источники энергии все равно будут формировать значительную долю мирового энергобаланса, несмотря на параллельное развитие альтернативных и возобновляемых источников.
– Как расширилась география морских поставок с юга?
Турция давно является нашим, по сути, домашним регионом. Кроме нее, есть Индия, в частности, её западное побережье, куда грузы доставляются из АЧБ наиболее удобно, быстро и экономично, особенно крупными судами. Есть регион MENA (Ближний Восток и Северная Африка), которым активно интересуются российские экспортеры, независимо от их географического расположения.
Насколько оправдаются ожидания экспортеров, покажет время. Мы, как участник Южного транспортного коридора, со своей стороны должны обеспечить их необходимым качественным сервисом для того, чтобы их товары могли беспрепятственно конкурировать на международных рынках.
– Имеются ли планы по модернизации перевалочных мощностей для обеспечения растущего экспорта?
В целом мы смотрим на различные технические решения: как встроиться в текущие экспортные потоки, какую линию построить, какое оборудование использовать – для приемки и перевалки разных видов грузов в разном подвижном составе. Перспективным направлением является, например, перевалка минеральных удобрений. По оценкам РАПУ, рост экспорта этой продукции за 10 месяцев 2025 года составил 9%. Мы планируем интенсифицировать работу терминала с минудобрениями, в частности благодаря завершению строительства специализированного крытого склада на 300 тыс. тонн груза.
Нужно всегда искать инновации, способы оптимизации. Нужно инвестировать денежные средства в расширение инфраструктуры, применять новые способы перевалки. Потому что у нас есть амбициозные планы стать стратегическим драйвером АЧБ. Ведь скоро – я в этом уверен – Азово-Черноморский бассейн усилит лидерство в грузообороте и займет центральное место в логистике России.

Фото предоставлены пресс-службой ОТЭКО, Александром Костенко