В 2021 году Польша наказала Украину на 1 млрд. евро
Остановка российского грузового транзита через Прибалтику на Западе принято называть элементами гибридной войны. Сокращение транзита российского газа через Польшу и Украину в остальную Европу однозначно расценивают как гибридную войну. Тогда что, по мнению Запада, происходит на границе Украины и Польши?
Как сообщил в конце года заместитель министра инфраструктуры Украины, небезызвестный Мустафа-Маси Наем: «Если в 2020 году убытки Украины были оценены в пятьсот миллионов евро, то в этом году они будут гораздо больше, возможно, где-то на уровне одного миллиарда евро».
Все дело в том, что после подписания Соглашения об Ассоциации между Украиной и Евросоюзом, по которому «ни одна из сторон не может препятствовать доступу для своих партнеров, как на свой рынок, так и на рынок ЕС», Польша и Украина заключили свое, двустороннее соглашение о транспортных перевозках, по которому Польша выделяет Украине квоту на грузоперевозки в саму Польшу и на транзитные перевозки еще в 12 стран Евросоюза. По соглашению эта квота составляет 200 тысяч разрешений с возможностью увеличения при необходимости еще на 60 тысяч.
И все у них было прекрасно до 2018 года, когда в Польше решили, что Украине будет достаточно и 130 тысяч разрешений. Тогда Киеву удалось договориться о 160 тысячах плюс дополнительных 10.
Вплоть до 2021 года Украина пыталась вернуть утраченные разрешения, теряя по пути миллионы евро, но боясь вступить в конфронтацию с Варшавой, чем там беззастенчиво и пользовалась.
Как рассказал бывший заместитель главы Мининфраструктуры Виктор Довгань: «Польская сторона неоднократно, в том числе — под протокол, соглашалась вернуться к прописанной квоте, однако каждый раз выдвигала для этого новые дополнительные требования». «Сначала это было расширение пропускной способности КПП «Краковец», затем дополнительные слоты для польской авиакомпании LOT».
Украина предлагала создать комиссию по улучшению проходимости на границах. Варшава отклонила это предложение, и польские ветеринарные службы продолжили работать на пограничных пунктах только пять дней в неделю с 8:00 до 18:00.
Затем железобетонным аргументом для Варшавы стала коррупция в распределении разрешений на перевозки среди украинских компаний.
Согласно докладу Немецко-украинской торгово-промышленной палаты, дефицит разрешений в 2020 году привел к недополучению украинскими экспортерами около пятьсот миллионов евро.
«В 2021 году мы не получили от Польши никаких дополнительных разрешений. По состоянию на сентябрь у нас оставалось лишь около семи тысяч неиспользованных разрешений, а в октябре квота была исчерпана полностью», — жаловался тогда заместитель министра инфраструктуры Мустафа-Маси Наем.
К концу 2021 года Польша и вовсе выдвинула ультиматум: никаких переговоров о квотах не будет до разблокирования Украиной важного для польского экспорта железнодорожного пути, закрытого на ремонт.
Надо полагать, это участок Ковель-Изов на польско-украинской границе, на котором с 30 ноября идут работы по электрификации и модернизации. Кроме того, на участке от центрального города Знаменка до города Здолбунов на западе ведутся работы по ремонту и модернизации пути. Вследствие чего польским операторам пришлось изменить маршруты своих поездов. Теперь они пошли через Беларусь и Калининград. «У нас запланированы несколько поездов через эти пограничные станции», – сказал Александр Баскаков из RTSB в Москве.
Представляете, польские поезда пойдут через Белоруссию и Калининград. Конечно в Варшаве истерика.
И вот теперь Украина готовится оспорить действия Евросоюза в арбитраже, созданном в соответствии с Соглашением об ассоциации. Причиной обращения являются действия Польши, которая, по мнению официального Киева, дискриминирует украинских экспортеров.
Да, именно действия Евросоюза придется оспаривать Киеву в суде, а не отдельно взятой Польши.
А у Киева есть не выполненное решение предыдущего арбитража с ЕС в деле моратория на экспорт леса-кругляка.
О претензиях к самой Польше, Мустафа Наем что-то мямлил о «дружественной политике Польши по отношению к Украине во многих других областях. Ограничения в области транспорта, вероятно, являются результатом недоразумения, а не политической воли», — вслух размышлял Мустафа.
Хотя еще недавно он с возмущением сообщал: «В ночь с 14 на 15 декабря правительство Польши усилило карантинные ограничения, и теперь для въезда в страну водители грузового транспорта должны предъявить отрицательный ПЦР-тест, сделанный не ранее чем за 24 часа. Из-за того, что решение было введено без предупреждения, водители узнали о нем только на месте. Около пунктов пропуска уже вторые сутки простаивают до 500 грузовиков», – писал тогда Найем.
Вот такая у них там дружба закадычная. Польша, на большой дороге, уже сейчас лишает Украину 1 млрд. евро в год. Это 33% от того, что еще только готовится терять Украина, в связи с полным прекращением транзита российского газа.
В таких дружеских объятиях и помереть недолго…
Читайте канал в Telegram