В Германии добивают автомобильное наследие Третьего рейха

Германские СМИ, пишущие об экономике, в трауре — завтра в Дрездене закрывается завод Volkswagen. И это первое из предприятий концерна VAG, которое пойдёт под нож в результате антироссийских санкций и «зелёного» курса Европы, приведших к значительному удорожанию энергоносителей.
Впрочем, сами владельцы VW дают другое объяснение принятому решению: слабый спрос на ключевых рынках — продажи упали в Китае и Европе, — а также новые тарифы в США, введённые Трампом. Но все понимают, не будь значительного увеличения себестоимости, обусловленного как раз ростом цен на электроэнергию, не было бы и падения спроса. Автомобили Volkswagen просто-напросто стали неконкурентоспособны из-за своей цены.
Как пишет The Financial Times, таким образом VW начал реализацию планов по сокращению производственных мощностей в Германии, в результате чего под увольнение попадут 35000 рабочих мест в немецких подразделениях.
«Завод в Дрездене был задуман как демонстрация инженерного мастерства Volkswagen, и изначально на нём планировалось собирать высококлассный VW Phaeton, но в 2016 году производство Phaeton свернули и попытались производить там электромобили. Теперь участок будет передан в аренду Дрезденскому техническому университету для создания исследовательского кампуса, посвящённого разработке ИИ, робототехники и микросхем, а Volkswagen продолжит использовать завод для доставки автомобилей клиентам и в качестве туристической достопримечательности», — отмечает FT.
Как заявил глава Volkswagen Томас Шефер, решение о закрытии производства в Дрездене далось ему «нелегко», но «с экономической точки зрения оно было необходимым».
Тем не менее, осмелюсь предположить, что именно на этот завод выбор пал неслучайно и был вполне осознанным. Саксония, столицей которой является Дрезден, — это бывшая ГДР, и к протестной составляющей местного электората, всё чаще голосующего за «Альтернативу для Германии», все как бы уже привыкли. На последних земельных выборах в сентябре 2024 года АдГ набрала 30,8%, всего лишь 1% уступив победившей здесь ХДС. И потому, если что, новые демонстрации недовольства можно будет легко списать на «экстремизм», как бы не замечая при этом объективного ухудшения уровня жизни.
«Своих», то есть западных немцев, трогать пока не стали, справедливо опасаясь роста популярности «Альтернативы» и в западной части Германии. Впрочем, рано или поздно очередь дойдёт и до них.
Тем более что, как сообщается, VW решил перенести производство своих электромобилей полностью в Китай. Более того, даже их разработкой будут заниматься местные, китайские специалисты, а не немцы, как это было принято до сих пор. И у этого решения опять же есть вполне экономические резоны.
Как пишет всё та же Financial Times, автопроизводитель заявил, что по сравнению с себестоимостью производства электромобилей в Германии в 2023 году, себестоимость некоторых моделей в Китае снизилась на целых 50%, а цикл разработки новых китайских электромобилей сократился на 30% по сравнению с традиционным процессом, который занимает около 50 месяцев.
«Инвестиции VW в Китае контрастируют с масштабными сокращениями рабочих мест на заводах в Германии, где производственные затраты выше. По соглашению с профсоюзами, автопроизводитель планирует сократить численность персонала на своих отечественных заводах на 35000 человек к 2030 году в связи со слабым спросом на автомобили в Европе», — констатирует FT.
Стоит сказать, что серьёзные экономические проблемы ни у одного лишь Volkswagen. Немецкий автопром лихорадит весь, без исключения. Отмечается, что автомобильная промышленность ФРГ переживает самый тяжёлый квартал за последние 15 лет: операционная прибыль Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz за период с июля по сентябрь, согласно анализу консалтинговой компании EY, обвалилась сразу на 76%, до примерно 1,7 млрд евро.
«Особенно болезненным оказался китайский рынок, который долгие годы кормил автомобильные бренды из Германии. Продажи там упали на 9%, а доля Китая в общем объёме сбыта сократилась с прежних 39% до 29%. Премиальные модели продаются хуже, а в сегменте электромобилей покупатели всё чаще выбирают местные марки», — пишет BILD, в разговоре с которым автоэксперт EY Константин Галл отметил, что, несмотря на общий кризис в мировой автоиндустрии, именно немецкие автоконцерны страдают сильнее всего.
Спрашивается: почему? Уж не из-за откровенно идиотской ли и крайне идеологизированной (на уровне оголтелого религиозного фанатизма) политики германских властей последних лет и десятилетий?
Ответ, как мне кажется, очевиден. Более того, убеждён, что пытаться найти в действиях Берлина признаки адекватности — занятие бессмысленное.
Ну, как можно объяснить закрытие и разрушение в Германии всех собственных АЭС в то самое время, когда она закупает электроэнергию во Франции, выработанную на французских атомных станциях? Да, и как вообще с экологической повесткой сочетается отказ от российского газа в пользу открытия угольных ТЭС?
Принятые на этом фоне запоздалые и довольно лихорадочные решения вроде отмены постановления о полном отказе от бензиновых двигателей к 2035 году и замена его на более мягкую цель — сокращение выбросов на 90%, — ситуацию уже не спасут. Маховик экономической деградации Германии и Европы в целом уже запущен, и остановить его можно лишь какими-то чрезвычайными мерами: отменой санкций, восстановлением импорта российского газа, сокращением военных расходов, отказом от поддержки киевского режима — то есть всем тем, на что нынешняя европейская элита не может пойти априори.
И в этом смысле закрытие завода в Дрездене — впервые за 88 лет существования VW — это лишь символ падения Германии.
А вообще получилось даже забавно. Фридрих Мерц умудрился добить то немногое хорошее, что зародилось при нацистах, при этом с удовольствием косплея их воинственность, русофобию и страсть к «натиску на Восток». Такой вот пердимонокль.
Алексей Белов