В Японии проблемы с национальным блюдом. И снова виновата Россия

В Японии проблемы с национальным блюдом. И снова виновата Россия

В СМИ, конечно, так пишут, умалчивая опять про реальные причины. А они, как и везде, одни и те же — западные санкции в отношении России. К которым присоединилась и Япония.

Как пишут в японской прессе, суши, любимое всеми японцами национальное блюдо, в опасности. И всё это списывают на мировой геополитический кризис, который разразился в конце февраля.

Как поделился с прессой Ёсинобу Йошихаши из компании «Кичизен», управляющей компанией, занимающейся оптовой торговлей морепродуктами на токийском рынке Тойосу, крупнейшем оптовом рынке Японии:

«Сейчас лосось в дефиците. Икра лосося тоже скоро окажется в дефиците».

Лосось — это дешевая и вкусная основа для японских суши, которое особенно популярно среди детей и женщин в сетях конвейерных суши-ресторанов.

С конца февраля цены на все продукты питания в Японии стремительно растут. Само собой разумеется, что суши этот рост тоже задел.

Сырой лосось, используемый в японских суши, в основном выращивается на фермах.

Сети конвейерных суши-ресторанов часто используют лосося из Норвегии, эта страна является крупнейшим в мире производителем атлантического лосося.

Импорт лосося из Норвегии до настоящего времени осуществлялся прямыми рейсами над Россией. Это был маршрут, который экономил больше всего времени и денег. Однако с конца февраля Россия ввела ограничения на вылеты, прилеты и полеты в российском воздушном пространстве для авиакомпаний [из недружественных стран — прим. Об этом не говорят] в качестве контрмеры против западных санкций [что-то японцы не решились сказать, что они такой запрет ввели сами в отношении российских авиакомпаний — прим. Об этом не говорят].

По словам г-на Йошихаши, сейчас лосось доставляется по воздуху из Норвегии через ОАЭ и Дубай. С ростом стоимости топлива закупки лосося стали проблематичней. К тому же, чем дольше время транспортировки, тем меньше свежесть рыбы.

Глядя на информацию об импорте/экспорте сельскохозяйственной, лесной и рыбной продукции (за май 2022 г.), то можно увидеть, что около 80% лосося и форели, импортируемых в Японию, поступают из Чили (большая часть из неё замороженная), ещё 10% — из Норвегии и из России.

Импорт лосося и форели с января по май 2022 года снизился примерно на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С другой стороны, в стоимостном выражении продажи выросли примерно на 15% [приличный рост цен — прим. Об этом не говорят].

Согласно рыночной статистике Токийского центрального оптового рынка, средняя цена за килограмм импортного лосося и форели с июня 2017 по 2021 год составляла 1595 иен [примерно 700 рублей по нынешнему курсу], а средняя цена в июне 2022 года — 2040 иен [примерно 940 рублей по нынешнему курсу], что примерно на 30% выше.

Г-н Йошихаши отмечает, что и с икрой лосося, которая является одним из обычных ингредиентов для приготовления суши, начинаются проблемы:

«Ещё до кризиса на Украине мы не могли ловить лосося и форель в России. Теперь же их стало трудно и импортировать. Кроме того, в последние два года плохой улов».

Если улов лосося уменьшится, уменьшится и количество икры лосося. В соответствии с рыночными принципами всё это выльется в дополнительный рост цен.

И опять же — нынешний резкий рост и ограничение предложения являются результатом политики самой Японии. И просто какого-то тотального неумения (нежелания?) договариваться с Россией ко взаимной выгоде.