В Латвии начали понимать как жестко ее наказала Россия
В 2014 году Латвия одной из первых поддержала санкции против России. Список их был таким длинным, что вспоминать его нет никакой необходимости. Россия ответила продовольственным эмбарго и, самое главное, именно благодаря санкциям определила для себя государства с которыми вредно иметь какие-либо отношения.
Но отношения двух государств это не отношения двух любовников, когда один после ссоры может просто встать, от души хлопнуть дверью и раствориться в городской суете.
На государственном уровне расставания длятся порой годами. В данном случае речь идет, конечно, о мирных путях разрыва. Военные способы мы здесь даже не рассматриваем.
Россия заявила о серьезных препятствий в отношениях с Латвией. Впрочем, тогда речь шла и о других прибалтийских государствах – Литве, Эстонии, а также о Польше и Украине.
Большой необходимости развивать их у России не было.
Ну в самом деле – что Россия могла получить от Латвии? Всю свою промышленность, доставшуюся ей от Советского Союза, Латвия к 2014 году уничтожила.
Только шпроты и рижский бальзам? Так к тому времени и Россия шпроты научилась делать. Да и алтайские с башкирскими бальзамами гораздо вкуснее, чем рижский.
Россия пошла по другому пути – она начала планомерно и неуклонно снижать свой транзит через порты Латвии – Ригу, Вентспилс и Лиепаю.
На первых порах, пока шло строительство морских терминалов в Усть-Луге, Высоцке и Приморске, потери латвийских портов были невелики.
Но к 2019 году в Латвии начали проявлять, говоря дипломатическим языком, озабоченность.
Грузооборот падал. В первую очередь это начало отражаться на Латвийской железной дороге, которая первой начала испытывать проблемы. Возить то по ЛатЖД особо нечего. Она и была спроектирована в советские годы таким образом, чтобы грузы максимально быстро доходили до портов из РСФСР.
А вот 2020 году порты Латвии схватились за головы. С начала года грузооборот падал так стремительно, что к его концу три латвийских порта по объемам перевалки грузов отстали от одной Клайпеды, которая тоже потеряла часть грузов, но не настолько много как Рига, Вентспилс и Лиепая.
Декабрь 2020 года стал самым черным в истории Рижского порта – из России не пришло ни одного вагона с углем. Его теперь грузят в Усть-Луге.
Чего только не придумывал Латвия – и письмо со слезными просьбами в Минтранс РФ написали, и на транспортную выставку в Москву приехали, где живописали все прелести перевозок через Латвию. Максимум на что согласилась Россия – оставила Латвии право принимать примерно 2-3 состава с углем в месяц. Сделано это было лишь для того, чтобы окончательно не закрывать латвийский маршрут – вдруг еще пригодится.
С начала этого года статистика Рижского свободного порта еще хуже – потери за первые пять месяцев составили 15 %. Грузооборот составил всего лишь 8,5 млн. тонн за 5 месяцев. Это примерно 1,7 млн. т в месяц. И в 2020 году грузов было мало, а в это стало еще меньше.
Для сравнения – порт Усть-Луга переваливает за один месяц почти в пять раз больше – 8,3 млн. тонн. И это учитывая то, что порт еще не вышел на проектную мощность, которая должна достичь показателя в 15 млн. тонн. В этом случае порт Рига станет просто не нужен.
Потеря грузооборота и снижение показателей ключевых отраслей экономики — это лишь два отрицательных результата той политики, что вела Латвия по отношению к России.
А сколько их еще будет!?