В Латвии не могут придумать, как будут жить без российского транзита
Латвия довольно долго показывала всему миру, что потеря российского транзита ничуть ей повредила, а даже наоборот – договорились до того, что назвали «транзит пережитком оккупации». Но экономические показатели не обманешь – по итогам двух месяцев 2021 год всем стало ясно: экономика Латвии не может нормально функционировать без транзита.
Первым на признания прорвало министра сообщений Латвии Талиса Линкайтса. По его словам народное хозяйство республики «не сможет полноценно функционировать без транзитной отрасли».
На такое признание министра подвигли данные о грузообороте трех латвийских портов: Риги, Вентспилса и Лиепаи. За первые два месяца этого года три порта совместными усилиями перевалили чуть более 7 млн. тонн. Это почти на 12 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. А ведь в 2020 году транзитная и вообще транспортная отрасли Латвии уже находились в жесточайшем кризисе.
Иными словами – в этом году положение дел хуже не придумаешь. Для сравнения – порт Клайпеда в соседней Литве перевалили грузов более 7,5 млн. тонн. Но он пока еще держится на остатках белорусского транзита, а железные дороги Литвы живут за счет российских грузов, которые идут в Калининградскую область.
Заявив о жесточайшем кризисе в транспортной отрасли, министр Линкайтс, впрочем, никаких путей выхода из него не заявил. Потому что ни у него, ни у правительства Латвии, ни даже у Евросоюза никаких идей по выводу отрасли из кризиса нет.
Фактически министр признал, что транспортная отрасль Латвии существовала исключительно за счет российского транзита. Как только он исчез – наступил кризис. Путей выхода из него нет.
Министр обнадежил, что, может быть, через шесть месяцев удастся найти какое-то решение. Почему именно этот срок – непонятно. Да и направление поисков министр также не указал. Ясно лишь одно – сегодня у правительства Латвии решения проблемы нет.
Переговоры с Россией ничего не дадут. Латвия уже пробовала обращаться в российский Минтранс с просьбой оставить часть транзита хотя бы угля, но в России к просьбам остались глухи.
Что остается делать в этой ситуации Латвии и ее транспортной отрасли? Железные дороги уже продают свое имущество с молотка, а в портах начались увольнения.