В Литве оценили экономические потери из-за конфликтов с Китаем и Беларусью. Все гораздо хуже чем думали чиновники
Потери литовской экономики от санкций Китая в 2022 году могут составить несколько миллиардов евро. Еще одним ударом для прибалтийской республики может стать отказ от перевалки белорусских удобрений.
Изначально в правительстве Ингриды Шимоните заверяли, что нет никаких поводов для беспокойства, ведь КНР не является важным торговым партнером Литвы, пишет RuBaltic.
«Если оценивать, каковы отношения Литвы с Китаем, то наш экспорт в Китай составляет около 1% всего литовского экспорта. На самом деле это не особенно большой наш партнер, поэтому особого воздействия на экономику и бизнес Литвы мы не ожидаем», — говорила министр финансов Гинтаре Скайсте.
Один процент экспорта — это товары на 300 миллионов евро в год. В масштабах всего хозяйственного комплекса Литвы сумма вроде бы небольшая. К тому же, кто сказал, что прибалтийская республика лишится этих денег? Потеряв китайский рынок, экспортеры будут искать новых партнеров. На помощь им просто обязаны прийти Тайвань и Америка.
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис как раз договорился о прямых займах на 600 миллионов долларов с Экспортно-импортным банком (Ex-Im Bank) США. Казалось бы, можно и дальше конфликтовать с Китаем, не опасаясь последствий. Кто же знал, что Пекин захочет наказать Литву в стиле американцев?
«Китай имеет право запретить любой компании продавать продукцию с использованием китайских компонентов или технологий в Литву, а иностранным компаниям также может быть запрещено продавать китайские продукты, содержащие сырье и компоненты из Литвы», — пишет газета Global Times .
Reuters тем временем сообщает, что Поднебесная требует от немецкого концерна Continental не использовать компоненты, произведенные на его заводе в Литве. С аналогичными проблемами сталкиваются и другие предприятия.
Немецко-балтийская торговая палата опасается, что иностранные инвесторы могут свернуть свой бизнес в Литве. Их логика проста и понятна: можно потерять один филиал стоимостью 70–80 миллионов евро, а можно лишиться китайского рынка. Тогда потери корпорации будут исчисляться миллиардами. Параллельно Китай пытается сделать так, чтобы его детали не попадали на литовские заводы.
То есть речь идет об ограничении экспорта в прибалтийскую республику. А это еще страшнее, чем потеря китайского рынка сбыта.
В прошлом году Литва импортировала из КНР товаров на сумму в 1,2 миллиарда евро. Две трети из них — продукция производственного назначения, которая приобретается для дальнейшей переработки или использования в хозяйственной деятельности.
«Вероятно, мы говорим о 700–800 миллионах евро, и если эта сумма именно такова, эти товары превращаются в три-пять миллиардов евро в год, так как собирается некий конечный продукт. Без определенных компонентов, вероятно, некоего продукта и не произведем. Эту сумму можно будет считать как уменьшившийся за год оборот. Все предприятия, у которых проблемы с вывозом оплаченных товаров из Китая, связаны с промышленностью. С сырьем, компонентами, оборудованием, которые предназначены для развития производственных мощностей. Поэтому очевидно, что цель — промышленность, которая создает добавочную стоимость. Все остальные товары бытового потребления движутся без остановки», — утверждает глава Конфедерации промышленников Литвы Видмантас Янулявичюс.
Еще одним испытанием для экономики Литвы может стать потеря транзита белорусских удобрений. По словам президента Ассоциации стивидорных компаний Литвы Вайдотаса Шилейки, в 2022 году грузооборот порта в Клайпеде может снизиться на 30–40%.
«Такие санкции могут вызвать серьезные и долгосрочные отрицательные последствия для экономики Литвы. Сейчас около 30% всех грузов в Клайпеде — транзитные грузы из Беларуси, удобрения составляют 26% всех грузов в порту. Это принесет ущерб литовской экономике на сумму 300 миллионов евро в год», — утверждает Шилейка.
Если учесть, что перевалка одной тонны удобрений стоит примерно 9 евро, Клайпедский порт потеряет 100 миллионов евро. Остальные 200 миллионов евро составят убытки «Литовской железной дороги» и всех остальных смежных областей, которые «подпитаны» к транзиту.
Причем компенсировать эти потери едва ли получится. Во-первых, сама Беларусь будет блокировать транзит товаров из третьих стран (например, из Средней Азии) в Клайпеду. Во-вторых, потенциальных клиентов Клайпедского порта будет отпугивать конфронтация Литвы и Китая.