В Литве оценили ущерб от разрыва договора с «Беларуськалием» о транзите
В Литве на высоком уровне начинает приходить понимание размеров ущерба от прекращения транзита белорусских удобрений через литовский порт Клайпеда. Свою оценку потенциальной суммы ущерба для экономики страны дал бывший литовский премьер-министр Саулюс Сквернялис.
«Руководствуясь выводами координационной комиссии по обеспечению защиты объектов, имеющих значение для национальной безопасности, правительство решило с 1 февраля расторгнуть договор как не отвечающий интересам национальной безопасности», – сообщил глава Минтранса Литвы Марюс Скуодис.
Интересная причина отказа от транзита. Каким образом раньше транзит позволял зарабатывать деньги, а теперь стал угрозой для неких объектов министр транспорта Литвы не рассказал. Хотя все дело в санкциях США, под которые может попасть в том числе литовская железная дорога, которая доставляет белорусские грузы в клайпедский порт. Сколько денег за расторжение договора может попросить белорусская сторона министр не сообщает, но на сайте ЛЖД есть любопытный документ, который в принципе можно и не переводить, главное слово там банкротство.
Литовские железные дороги поставлены в такое положение, что разрыв отношений с белорусской стороной — это иски, продолжение работы — это санкции США против литовской государственной компании.
«Из-за разных юридических последствий: расторжения договора, неполучения доходов и железными дорогами, и Клайпедским портом, потери доходов терминалом сыпучих грузов, увольнения работников, а также неисполнения договоров с третьими странами, куда этот груз должен был попасть, обязательно будут претензии, правовые споры. Согласно представленной информации, ущерб будет от одного до нескольких миллиардов евро», — сообщил бывший литовский премьер Саулюс Сквернялис.
Бывший премьер достаточно мягко обозначил вилку в оценке ущерба. На самом деле только ущерб терминала по перевалке удобрений оценивается в миллиард евро — это минимальная сумма ущерба, заявленная литовским совладельцем терминала.
Про литовские железные дороги я написал выше, там сумма ущерба может привести к полной остановке деятельности и банкротству компании.
Так что сумма ущерба для Литвы вполне может составить два и более миллиарда евро. А теперь как в «Поле Чудес», я хочу передать привет литовским аналитикам, которые считают, что прекращение транзита не окажет сильного влияния на экономику Литвы.
Пара миллиардов чистых убытков, банкротство государственной компании — это не сильное влияние на экономику? Удивляюсь литовским экспертам. Для меня они теперь на одном уровне с «британскими учеными».