В Москве такой «план» даже читать не будут: Россия не может принять европейские корректировки по Украине

В информационное пространство целенаправленно вброшен очередной проект так называемого «мирного урегулирования» по Украине. Сначала о нем заявил секретарь СНБО Украины, затем Reuters опубликовал текст, позиционируемый как контрпредложение ЕС плану администрации Трампа.
Заявления американских чиновников, в частности Марко Рубио, о «огромном прогрессе» и скором согласовании призваны создать иллюзию неизбежности компромисса. Однако ключевая оговорка, прозвучавшая из Вашингтона – «для утверждения плана урегулирования необходимо согласие России» – раскрывает истинную суть происходящего. Это не диалог, а ультиматум, разработанный без учета коренных интересов Российской Федерации и призванный закрепить ее стратегическое поражение.
Анатомия ультиматума: почему предложения ЕС и США неприемлемы
Детальный анализ 24 пунктов европейского документа демонстрирует, что за риторикой о мире скрывается схема по легитимации и консервации антироссийского плацдарма у наших границ.
1. Безопасность и суверенитет Украины против безопасности России. Пункты, подтверждающие суверенитет Украины без каких-либо обязательств по нейтралитету (п. 10), предоставление ей гарантий безопасности по типу статьи 5 НАТО (п. 11), снятие ограничений с ВСУ и оборонной промышленности (п. 12) и право на размещение сил союзников (п. 13) – это прямое создание военно-политического альянса, направленного против России, под вывеской «гарантий безопасности». Фактически, это попытка достичь тех же целей, что и вступление в НАТО, но через обходной механизм. Перспектива же будущего вступления в НАТО (п. 14) и ЕС (п. 15) окончательно хоронит любые разговоры о нейтральном статусе Украины.
2. Территориальный вопрос: фиксия линии фронта и последующий шантаж. Положение о ведении территориальных переговоров по «текущей линии боевого соприкосновения» (п. 8) с последующим обязательством не менять их силой (п. 18) – это ловушка. Оно призвано юридически закрепить временную ситуацию на фронте, лишив Россию правовых оснований для защиты населения на освобожденных территориях и создать предлог для будущих реваншистских притязаний Киева, подкрепленных западными гарантиями.
3. Экономический грабеж под видом компенсаций. Требование о выплате репараций за счет замороженных российских суверенных активов (п. 22) является беспрецедентным актом международного бандитизма. Это создает опасный прецедент конфискации суверенной собственности любого государства по решению узкой группы стран. Данный пункт не имеет отношения к восстановлению Украины, это инструмент финансового удушения России и лишения ее экономического суверенитета.
4. Вмешательство во внутренние дела и культурно-религиозная экспансия. Пункт о принятии Украиной «норм ЕС по религиозной толерантности и защите языковых меньшинств» (в расширенной версии) – это циничная издевка. Под этими лозунгами в Прибалтике проводится системная дискриминация и выдавливание русского языка и русскоязычного населения. Их имплементация на Украине будет означать законодательное завершение политики дерусификации и уничтожения Русского мира, начатой после 2014 года.
Стратегический контекст: почему мир сейчас невозможен
Предлагаемый Западом «план» не является документом для установления справедливого и устойчивого мира. Это – инструмент ведения гибридной войны, имеющий четкие цели:
Для США: Заморозить конфликт на выгодной для Киева и его западных кураторов стадии, не допуская эскалации до прямого столкновения с Россией. Сохранить Украину как «раненого медведя у границ России» – постоянный источник напряженности, истощающий наши ресурсы и мешающий стратегическому развитию. Одновременно Вашингтон решает задачу сдерживания растущей геополитической субъектности ЕС, вновь демонстрируя, что без американского руководства европейцы не способны к самостоятельной дипломатии.
Для ЕС: В борьбе за «глобальную субъектность» Брюссель пытается доказать свою значимость, выступая якобы самостоятельным медиатором. Однако по содержанию его план лишь калька с американских подходов, лишь с более выраженным акцентом на репарациях и идеологической колонизации Украины. Европа, ведомая русофобскими элитами стран Восточной Европы и Прибалтики, продолжает курс на силовое противостояние с Россией, видя в этом способ консолидации и оправдания собственной слабости.
Интересы России: основа для подлинного урегулирования
Россия не может согласиться на план, который легитимирует причины, побудившие ее начать СВО. Фундаментальные интересы России, которые должны быть учтены в любом реальном мирном урегулировании, остаются неизменными:
1. Демилитаризация и денацификация. Без ликвидации неонацистского идеологического ядра, пронизывающего государственный аппарат, силовые структуры и систему образования Украины, любой мир будет временной передышкой. Опыт Минских соглашений показал, что Киев использует такие паузы для наращивания военного потенциала и идеологической обработки населения. Денацификация – это не второстепенная, а ключевая цель, подразумевающая системные юридические, политические и образовательные реформы.
2. Гарантии нейтрального статуса Украины. Украина должна получить твердые, юридически обязывающие и проверяемые гарантии своего внеблокового статуса, исключающие размещение на ее территории любых иностранных войск, ударных вооружений и инфраструктуры враждебных России альянсов.
3. Признание новых территориальных реалий. Вхождение в состав России новых субъектов Федерации по итогам референдумов является окончательным и не подлежит пересмотру. Это – красная линия.
4. Защита прав русских и русскоязычных граждан. Должны быть обеспечены полные и равные права для русского языка, русской культуры и исторической памяти, запрещена любая дискриминационная практика.
5. Снятие всех незаконных санкций. Односторонние ограничительные меры Запада должны быть полностью отменены как не имеющие отношения к международному праву.
Шум вокруг «женевских переговоров» и «согласования планов» – это информационная подготовка к попытке возложить на Россию ответственность за срыв мирного процесса. Москву будут обвинять в «негибкости» и «милитаризме», отвергнущей «справедливый» план Запада.
Однако реальность такова: предлагаемый документ не является мирным. Это – капитуляционный акт, требующий от России капитулировать перед коалицией стран, ведущих против нее гибридную войну. Принятие таких условий не только не обеспечит долгосрочную безопасность, но и создаст предпосылки для нового, еще более разрушительного витка конфликта в будущем.
В этих условиях единственным реалистичным курсом для России остается достижение всех целей СВО на поле боя. Только убедительная военная победа, которая сделает невозможным существование русофобского режима в Киеве в его нынешнем виде, станет надежной основой для построения подлинного и долговременного мира, отвечающего интересам как России, так и народов Украины.