В отношениях России и Китая на смену цветочкам пошли волчьи ягодки
Китай дословно понял разворот российского политического вектора на восток, как признание Москвой главенствующей роли Пекина в создающемся геополитическом партнёрстве двух держав.
При этом Поднебесная решила, что она готова получать от России за участие в совместных проектах не просто самые льготные, порой граничащие с рентабельностью условия, но и совсем не против того, если это будет российской стороне в убыток.
К сожалению, «за неимением гербовой — пишут на простой». Вот только долго так продолжаться не может. Период «детства» в российско-китайских отношениях уже заканчивается, а следующее за ним «отрочество» продолжение российской расточительности Китаю вряд ли принесёт.
И дело тут не в том, что российское руководство вдруг воспылает патриотическими чувствами, сама жизнь начнёт корректировать ситуацию, учитывая нарастающее геополитическое противостояние коллективного Запада с Поднебесной. Оптимизм автора взят
«не с потолка», судите сами.
Сколько лет в российском сообществе поднимали вопрос о том, что пора прекращать варварскую вырубку китайскими товарищами российских лесов в Сибири и на Дальнем Востоке.
«Дармовая» древесина из России поставлялась на китайские предприятия, принося им огромные прибыли, при том, что в этом процессе очень удачно уживался местный криминальный бизнес.
Теперь этой лазейке приходит конец. Президент России подписал указ, согласно которому с 1 января 2022 года запрещается вывоз из страны необработанных или грубо обработанных деревьев хвойных и ценных пород.
Чтобы не разрывать многолетние производственные связи, российская сторона предложила китайцам принять участие в создании на территории Сибири и Дальнего Востока совместных производств по обработке российской древесины, то есть инвестировать свои средства в новые предприятия.
Избалованный многолетней «халявой» китайский бизнес встал в позу, проигнорировав российское предложение. Как говорится, «хозяин — барин». Вот только как они теперь будут решать проблему с нехваткой древесины в Китае, который сильно нуждается в этом сырье — большой вопрос. Бесспорно одно — такая позиция очень больно ударит по рентабельности их бизнеса.
Москва давно уговаривала Пекин начать сотрудничество в газовой сфере. Но «богатая» китайская невеста долго раздумывала, перебирала варианты и, наконец-то, согласилась на российское предложение, правда дать кредит на строительство «Силы Сибири» не захотела, пришлось Газпрому строить за свой счёт.
За первый год эксплуатации Китай даже минимальный объем в 5 млрд. м³ газа не осилил, приняв всего около 4 млрд. м³. Про цену и говорить не хочется (в 4-м квартале 2020г по цене $129 за 1000 м³) — слёзы, а не прибыль от неё «Газпрому».
При этом Китай продолжал покупать по более дорогой цене туркменский газ, ну и, конечно же, СПГ, цена на который значительно выше российской. Но ситуация сейчас резко меняется, и явно не в китайскую сторону.
Аномальная летняя температура в совокупности с набирающей после пандемии темпы китайской экономики подняли цены на газ, как трубопроводный, так и СПГ. Во 2-м квартале «Газпром» уже продаёт газ Китаю по цене $148 за 1000 м³, а российский СПГ в апреле обходился китайской стороне в среднем $283 за 1000 м³.
И это только начало — ситуация с заполнением европейских ПГХ и выжидательная позиция «Газпрома» в Европе только подогревают ситуацию с ценой на газ. Так что хитро-мудрая политика Пекина в этот раз даст существенный сбой, который обойдётся китайской экономике в хорошую копеечку.
Чтобы основной поток СПГ продолжал идти на восток, а не в Европу китайские покупатели вынуждены будут платить дороже. По данным CME Group, поставки СПГ для Китая обойдутся, как минимум, в $426 за 1000 м³. Но если у китайских товарищей есть такое желание — не стоит им мешать.
Для того чтобы успешно противостоять США, Китаю нужна сильная армия с самой современной техникой. Пекин понимает, что боевая авиация имеет решающее значение в современной войне. Именно поэтому он не жалеет сил и средств на разработку современных истребителей, который невозможно представить без мощного двигателя.
Сегодня Китай не может похвастаться успехами в двигателестроении, и поэтому ему приходится прибегать к иностранным технологиям. Многие самолёты ВВС КНР комплектуются моторами российского производства либо их китайскими аналогами.
В последние годы между Москвой и Пекином сложились устойчивые партнёрские отношения, в том числе и в военной сфере. Китай для своей армии приобрёл у России ЗРК С-400. На этом фоне в Пекине полагали, что Москва пойдёт навстречу в вопросе советских авиационных силовых агрегатов НК-32.
Это тот самый двигатель, который устанавливается на стратегические бомбардировщики Ту-160 и является лучшим в своём классе. С ними не идут в сравнение даже современные американские двигатели, устанавливаемые на истребители-невидимки последних поколений.
Наш стратегический бомбардировщик Ту-160 хорошо известен военным НАТО, главным образом за счёт своих невероятных скоростных характеристик. Несмотря на то, что Ту-160 большой и тяжёлый самолёт, но при этом развиваемая им скорость вызывает нескрываемую зависть у американских пилотов.
В Пекине решили, что Москва не откажет своему стратегическому партнёру в продаже этих авиадвигателей, при этом китайская сторона предлагала весьма заманчивые условия сделки.
Однако ответ Москвы был категоричным и непреклонным — Россия национальной безопасностью не торгует. На что рассчитывали в Поднебесной — не понятно.
Могли бы вспомнить свои бесплодные попытки получить российские атомные технологии у «Росатома». За ваши деньги построим и введём в эксплуатацию всё что угодно — но продавать стратегические секреты не намерены!