В Риге на центральном вокзале укладывают рельсы по российским стандартам
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>В Риге на центральном вокзале укладывают рельсы по российским стандартам6659 прочтенийВчера
На Рижском центральном вокзале в Латвии началась укладка путей шириной 1520 миллиметров для Rail Baltica.
На Рижском центральном вокзале ведутся работы по укладке железнодорожных путей проекта Rail Baltica. Компания Eiropas Dzelzceļa līnijas, отвечающая за реализацию проекта в Латвии, уже проложила временные пути шириной 1520 мм, пишет «РЖД Партнер».
Это необходимо для того, чтобы перенаправить существующий поток поездов на южную сторону вокзала, которая вскоре будет введена в эксплуатацию, и продолжить строительство на северной стороне.
Работы организованы поэтапно, чтобы обеспечить бесперебойное движение поездов во время строительства. Новые пути Rail Baltica европейской колеи 1435 мм будут расположены на южной стороне вокзала, рядом с существующими путями шириной 1520 мм.
На данный момент построено 910 метров путей, а для завершения строительства южной стороны вокзала необходимо проложить еще 6 км.
По словам Эрика Дилевса, председателя правления Eiropas Dzelzceļa līnijas, использование южной стороны может начаться уже в 2026 году при успешном перераспределении средств Фонда восстановления.
В итоге на станции будет 14 путей и 8 надземных платформ, а также будет создана новая велосипедная инфраструктура длиной в несколько километров.
Строительством Рижского центрального узла Rail Baltica занимается компания Bererix, надзор за строительством осуществляет Egis-Deutsche Bahn, а заказчиком является Eiropas Dzelzceļa līnijas.
Интересно, что европейская колея шириной 1435 миллиметров, а в России еще в 19 веке при Николае I был принят стандарт 1524 миллиметра. Это американский стандарт, потому что именно Штаты строили нам железные дороги. Точнее, на строительстве Николаевской дороги работал американский консультант инженер Дж. В. Уистлер и отечественные инженеры П.П. Мельников и Н.А. Крафт, перенимавшие опыт в рабочей командировке в США.
Есть байка о том, что царь специально велел сделать стандарт рельсов, отличный от Европы, чтобы в случае войны поезда не могли попасть в Россию. Но, увы, это именно байка, потому что в 19 веке было сложно незаметно привезти в чужую страну целый поезд. Да и непонятно, что именно бы на них привозили. Правда, именно это различие в ширине колеи сыграло свою роль в Великой Отечественной войне, поэтому байка обрела корни и миф распространился среди населения.
В наше время железные дороги в России шириной и 1524, и 1520 миллиметров. Дело в том, что разница в 4 миллиметра позволяет поезду перестроиться с одной колеи на другую без лишних остановок.
Сахалинские железные дороги тоже недавно — в 2020 году — окончательно перешли на российский стандарт. Раньше, до того, как остров стал частью России, японцы построили там колею шириной 1067 миллиметров.
Также колея шириной 1524 миллиметра есть в Финляндии — этот стандарт достался ныне европейской стране еще со времен, когда она была в составе Российской империи. Сейчас из Финляндии можно уехать в страны бывшего СССР. Правда, с 2021 года Еврокомиссия настоятельно рекомендует Финляндии переходить на европейский стандарт, чтобы финские железные дороги вписались в проект по развитию Трансъевропейской транспортной сети. Но это достаточно дорого, поэтому власти Финляндии против.
Соответственно, возникает вопрос: зачем Литве оставлять на российской стороне колею в 1520 миллиметров, если они с нами «не дружат» и поддерживают санкции? Тем более, что Литва, как и Эстония с Латвией в 2001 году после вступления в Евросоюз перешли на колею шириной 1435 миллиметров. Этот трехсторонний договор вылился в проект под названием Rail Baltica. Как мы прочитали выше, именно в рамках этого проекта в России остается 1520-миллиметровая колея и внедряется 1435-миллиметровая. Как мы помним, несмотря на нынешнюю ситуацию, эти три страны раньше входили в Советский Союз. Соответственно, этим странам не выгодно окончательно разрывать отношения с Россией.
Но российские и европейские железные дороги все равно способны состыковываться, так как в 2015 году Белорусская железная дорога, испанская компания «Тальго» и ОАО «РЖД» внедрили переводное устройство, позволяющее автоматически изменять ширину колесных пар с колеи 1520 мм на колею 1435 мм. Устройство установили на станции Брест.