В России для освоения Арктики строится уникальная судоверфь
Все-таки есть что-то в словах о том, что все новое — это хорошо забытое старое. Ведь в истории нередко случается так, что популярная некогда идея на какое-то время забывается, но затем снова начинает реализовываться уже на качественно новом уровне. И похоже, что одна из таких идей вскоре получит вторую жизнь в России, а именно — строительство морских судов из.. железобетона. Да-да, именно из него, это вовсе не шутка — хотя сегодня они практически не строятся, в первой половине ХХ столетия их сотнями спускали на воду во всех ведущих судостроительных державах мира и успешно эксплуатировали после этого.
Краткая история судов из железобетона
Согласно статистике, их среднее водоизмещение составляло около 6 тысяч тонн, а по своему функциональному назначению такие суда могли быть баржами, паромами, буксирами и т.д. Основным их достоинством являлась экономичность строительства (что неудивительно — бетон заметно дешевле корабельной стали), а также высокая устойчивость к близким взрывам. По этой причине много железобетонных судов было построено во время двух мировых войн, и они вполне справились со своими задачами.
Да, конструктивно суда из железобетона отличаются от стальных — стенки их бортов приходится делать куда более толстыми. Однако, бетон в три с лишним раза легче стали и поэтому разница в весе выходит не особенно большой. Ну а по плавучести такие суда ничуть не хуже стальных, ведь закон Архимеда совершенно одинаково действует на всех.
В свое время немало железобетонных судов на своих верфях построил и СССР, особенно в первые послевоенные годы. И вот сейчас этот опыт востребован снова — Россия строит на Севере новую крупную верфь, которая займется именно железобетонными морскими сооружениями. Расположена она будет неподалеку от Мурманска, на берегу Кольского залива с непосредственным выходом в Баренцево море. Строительство ведется уже не первый год и на него ориентировочно будет израсходовано около 120 млрд рублей, что составит почти половину от той суммы, которая была потрачена на возведение Крымского моста.
Полное название новой верфи будет звучать так — «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений». И это не просто так, поскольку заниматься она будет строительством не просто барж или судов другого типа, а действительно крупными морскими сооружениями — специализированными заводами по добыче и последующему сжижению арктического природного газа из шельфовых месторождений.
Каким будет новый ЦСКМС
Как будут работать такие заводы? Технология достаточно простая — после постройки их будут буксировать к месторождениям, и после выхода в нужную точку погружать на дно. После этого завод приступает к добыче природного газа, а затем и к его сжижению. А уже готовый СПГ будет загружаться на соответствующим образом оборудованные суда-газовозы, которые и доставят готовую продукцию в нужные места.
Реализация данного проекта позволит довести долю российского СПГ на мировом рынке до 15%. Кроме того, он создаст новые рабочие места — уже сейчас на строительстве трудится примерно 4 тысячи человек, а после ввода в строй численность рабочего персонала достигнет 15 тысяч человек. Для них будет построен вахтовый городок со всеми современными удобствами.
На верфи будет два крупнейших в России сухих дока размерами 400 на 175 метров, с высотой стенок 20 метров. Они будут строить платформы с заводами СПГ, оснащенными резервуарами емкостью 230 тыс тонн сжиженного газа и 75 тыс тонн газоконденсата. Учитывая причальную достроечную набережную длиной почти 400 метров, одновременно в Центре можно будет изготавливать три плавучих платформы-завода.
Ожидается, что Центр начнет свою работу до конца 2022 года. И это лишний раз подтверждает, что за Арктику в России берутся всерьез, с перспективой на многие десятилетия. Ведь кроме плавучих заводов по производству СПГ на Севере создается еще много другого — порты, железные дороги, электростанции и т.п. Все это будет работать в составе единого хозяйственного комплекса, в рамках целенаправленной государственной стратегии. И это позволит России стать безусловным лидером в столь важном в будущем регионе мира.