В России, как оказалось, деньги есть, но вот осваивать их не кому да и умения нет
Очередная информация от «всепропальщиков» заполонила интернет: «Нацпроекты страдают от неспособности освоить деньги». Резерв правительства пополнится за счёт недостроенных школ».
Нацпроекты, которые должны были улучшать жизнь россиян, не были реализованы в полном объёме, поэтому Минфин изымет около 300 млрд. рублей в правительственный резерв. Национальные проекты осваиваются на сегодняшний день, значительно хуже, чем проекты бюджетной системы: 38% против 46% соответственно.
Министр финансов А. Силуанов предложил премьер-министру М. Мишустину, направить в резервный фонд правительства 310,5 млрд. рублей (13,1% от годового бюджета национальных проектов) ввиду риска их неосвоения.
Из предусмотренных на 2021 год 2,4 трлн. рублей, в первом полугодии потрачено лишь 893,1 млрд. рублей (37,5%).
Низкие показатели исполнения отмечены в таких направлениях национальных проектов, как:
- «Цифровая экономика» (13,3%),
- «Образование» (18,2%),
- «Экология» (20,8%),
- «Международная кооперация и экспорт» (26,1%).
Из-за отсутствия госконтрактов 73 млрд. рублей не будут направлены на модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры.
«Наука и университеты» не дополучат 46,7 млрд. рублей, не дойдут
42,4 млрд. рублей до «Цифровой экономики», 40,2 млрд. рублей потеряет «Образование», а «Экология» недосчитается 27,9 млрд. рублей.
Лучшими проектами по исполнению названы:
- «Здравоохранение» – 53,3%,
- «Демографию» (48,5%),
- «Производительность труда» – 46,8%,
- «Жилье и городская среда» – 40,0%.
Несвоевременное исполнение бюджетов нацпроектов, утрата единого стратегического подхода, тенденция хаотизации — всё это, безусловно, последствия пандемии, но не только.
Возникшая ситуация с национальными проектами, обозначила следующие факторы, срывающие планы госпрограмм:
- некачественное планирование расходов со стороны муниципальных образований и завышение потребности в финансовой помощи;
- принятие неверных управленческих решений;
- низкий уровень подготовки проектной документации и длительные сроки её оформления.
Плохая реализация национальных проектов связана также с проблемой администрирования — как на уровне систематизации, так и на уровне исполнения.
Реальная эффективность проектов, с учётом региональных завышений показателей для доклада федеральному Центру, очень низка.
Дальнейшая судьба денег из бюджета нацпроектов в резервном фонде правительства, может выглядеть следующим образом:
- резервирование средств,
- или более точечное использование.
Правительству и руководству на местах поставлены задачи по усилению контроля над исполнением сроков национальных проектов, обозначена важность их реализации для развития государства.
Хочется надеяться, что наша ментальность — «русские долго запрягают, но быстро едут» — наконец-то перестанет доминировать при реализации национальных стратегических и инфраструктурных проектов.