В России, как оказалось, деньги есть, но вот осваивать их не кому да и умения нет

Очередная информация от «всепропальщиков» заполонила интернет: «Нацпроекты страдают от неспособности освоить деньги». Резерв правительства пополнится за счёт недостроенных школ».

Нацпроекты, которые должны были улучшать жизнь россиян, не были реализованы в полном объёме, поэтому Минфин изымет около 300 млрд. рублей в правительственный резерв. Национальные проекты осваиваются на сегодняшний день, значительно хуже, чем проекты бюджетной системы: 38% против 46% соответственно.

В России, как оказалось, деньги есть, но вот осваивать их не кому да и умения нет

Министр финансов А. Силуанов предложил премьер-министру М. Мишустину, направить в резервный фонд правительства 310,5 млрд. рублей (13,1% от годового бюджета национальных проектов) ввиду риска их неосвоения.

Из предусмотренных на 2021 год 2,4 трлн. рублей, в первом полугодии потрачено лишь 893,1 млрд. рублей (37,5%).

Низкие показатели исполнения отмечены в таких направлениях национальных проектов, как:

  • «Цифровая экономика» (13,3%),
  • «Образование» (18,2%),
  • «Экология» (20,8%),
  • «Международная кооперация и экспорт» (26,1%).

Из-за отсутствия госконтрактов 73 млрд. рублей не будут направлены на модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры.

«Наука и университеты» не дополучат 46,7 млрд. рублей, не дойдут
42,4 млрд. рублей до «Цифровой экономики», 40,2 млрд. рублей потеряет «Образование», а «Экология» недосчитается 27,9 млрд. рублей.

Лучшими проектами по исполнению названы:

  • «Здравоохранение» – 53,3%,
  • «Демографию» (48,5%),
  • «Производительность труда» – 46,8%,
  • «Жилье и городская среда» – 40,0%.

Несвоевременное исполнение бюджетов нацпроектов, утрата единого стратегического подхода, тенденция хаотизации — всё это, безусловно, последствия пандемии, но не только.

Возникшая ситуация с национальными проектами, обозначила следующие факторы, срывающие планы госпрограмм:

  1. некачественное планирование расходов со стороны муниципальных образований и завышение потребности в финансовой помощи;
  2. принятие неверных управленческих решений;
  3. низкий уровень подготовки проектной документации и длительные сроки её оформления.

Плохая реализация национальных проектов связана также с проблемой администрирования — как на уровне систематизации, так и на уровне исполнения.

Реальная эффективность проектов, с учётом региональных завышений показателей для доклада федеральному Центру, очень низка.

Дальнейшая судьба денег из бюджета нацпроектов в резервном фонде правительства, может выглядеть следующим образом:

  • резервирование средств,
  • или более точечное использование.

Правительству и руководству на местах поставлены задачи по усилению контроля над исполнением сроков национальных проектов, обозначена важность их реализации для развития государства.

Хочется надеяться, что наша ментальность — «русские долго запрягают, но быстро едут» — наконец-то перестанет доминировать при реализации национальных стратегических и инфраструктурных проектов.