Набиуллина упускает шанс: В России появилось много денег

В России появилось много денег. Набиуллина упускает шанс

В настоящий момент в банковском секторе формируется небывалый профицит ликвидности, который к концу года, по прогнозам ЦБ, может достигнуть 4 трлн рублей.

Подобное является следствием роста денежной массы, объем которой на 1 мая 2022 года составил 68,475 трлн рублей. Это на 9,269 трлн или же 15,65% больше, чем годом ранее. Впрочем, особо радоваться пока что не стоит, поскольку инфляция за этот же период составила 17,8%.

То есть, в реальном выражении денежная масса сократилась на 2,15%. При том, что за март её уровень вырос на 1,35% (инфляция 15,75% при номинальном росте М2 в 17,1%).

Впрочем, особо делать выводы по апрелю не стоит, поскольку именно в этом месяцев инфляция в годом выражении достигла максимума и уже в мае она начала снижение до 17,5%. Учитывая резкое замедление недельной инфляции, в течение нескольких месяцев следует ожидать существенный прирост денежный массы

В основном он будет происходить за счет покрытия бюджетного дефицита из средств ФНБ, которые будут отзеркалены от замороженных ЗВР и ЦБ фактически напечатает эквивалентные суммы. Также, учитывая отмену бюджетного правила, следует ожидать фактическую эмиссию под заходящую в страну валюту. В частности, тех самых нефтегазовых сверхдоходов, которые не будут изъяты из экономики, а пойдут на конкретные бюджетные траты. Совокупно это будет 8 трлн рублей или же 12% от денежной массы М2 на начало года. Эти деньги пойдут в дополнение к «естественному» приросту денежной массы. Объем весьма существенный.

Правда, имеется один негативный момент. Так в следствие продолжающегося стагнации кредитования, новую денежную массу фактически можно пустить во многом в экономику только один раз через бюджет. Это следует из прогноза ЦБ, который прогнозирует профицит банковской ликвидности к концу года в 4 трлн рублей. То есть, из «новых» 8 трлн половина осядет на счетах и ей попросту не найдется применение в экономике.

Правительство в одиночку вряд ли что-то сможет с этим сделать, поскольку не в состоянии заставить банки кредитовать реальный сектор по низкой ставке, когда ЦБ держит ключевую ставку даже на уровне в 11%. Только через субсидии по кредитам. Но, во-первых, такого объема средств в бюджете нет даже после отмены бюджетного правила. Во-вторых, каждая программа субсидирования конкретных отраслей экономики (в отличие от субсидирования спроса) требует огромного количества согласования, которые затягиваются на несколько месяцев.

Но дело даже в не в этом. Если ЦБ даже и снизит ключевую ставку с нынешних 11%, к примеру, до 6-7%, это, действительно, положительно скажется на росте кредитования. Тогда того профицита в 4 трлн рублей, действительно, можно будет избежать.

Однако в какие отрасли будет направлен кредит? К сожалению, не в реальный сектор. Подобную ситуацию мы переживали неоднократно.

Банковский сектор начинает усиленно выдавать потребительские кредиты и ипотеку, на субсидирование которой деньги в правительстве всегда имеются. То есть, в основном начинает кредитовать спрос, а не предложение, что приводит к дисбалансу и, в конечном итоге, к росту инфляции. После чего ЦБ начинает повышать ключевую ставку, замедляя кредитования. И так всё по кругу.

Как бы регулятор не сваливал на правительство ответственность за развитие экономики, но когда денежная масса проходит в основном через банковский сектор, а не через федеральный бюджет, становится очевидно, что Банк России имеет чуть ли не бОльшие возможности для развития реального сектора, чем правительство. Пока различные министерства и ведомства бьются за ограниченный объем финансирования, пытаясь перетянуть его на себя, в банковском секторе копится огромный профицит ликвидности, а в Банке России имеется хороший маневр для целевой эмиссии.

Тем не менее, ЦБ упорно не хочет управлять денежной массой, спихивая эту задачу на банковский сектор. То есть, пирамида выстраивается следующим образом: Банк России — финансовый сектор — правительство — реальный сектор. Как видим, до реального сектора доходят только остатки.

В идеале схема должна выглядеть следующим образом: Правительство/ЦБ (на равных) — реальный сектор — финансовый сектор.

Правительство предоставляет Банку России программы увеличения объема производимых товаров и услуг, а регулятор предоставляет соответствующим проектам ликвидность.

В настоящий момент в нашей экономике чуть ли не впервые формируется большой объем свободной денежной массы, которая, если ничего не изменить, будет оседать на банковских счетах и никак не использоваться. В лучшем случае она снова пойдет на потребкредитование и на ипотеку. Безусловно, что-то дойдет и до реального сектора. Это, конечно, будет в разы лучше, чем было раньше. Но крайне недостаточно для всеобщего развития экономики.

Поэтому надеемся, что Банк России вместе с правительством все же найдем применение триллионам «лишних» рублей. Благо, валютные ограничения, в том числе, по выводу капитала, не позволяют направить эти деньги на валютный рынок и вывести их из экономики, как было раньше. Поэтому эффективность их использования повышается в разы.