Телефонные гудки стали платными? Роскомнадзор опровергает вирусный слух

В России ввели плату за гудки по телефону: правда или фейк?

В российском сегменте интернета и социальных сетях на этой неделе активно распространяется тревожная новость: якобы мобильные операторы начали взимать плату за время ожидания соединения, то есть за те самые гудки, которые абонент слышит, дожидаясь ответа на свой звонок. Информация, подхваченная многими пользователями, вызвала волну возмущения и вопросов. Но так ли это на самом деле?

Первоисточником сообщения выступил популярный Telegram-канал Mash. В публикации утверждалось, что операторы связи якобы начали тарифицировать период с момента набора номера до момента, когда вызываемый абонент берет трубку. В этот промежуток абонент традиционно слышит стандартные гудки или установленное владельцем номера музыкальное сопровождение.

Обоснованием для такого нововведения, согласно каналу, стало изменение потребительских привычек. Рост популярности мессенджеров для общения (таких как Telegram, WhatsApp, Viber) привел к тому, что люди стали реже совершать обычные телефонные звонки. А когда звонки все же происходят, их продолжительность часто оказывается очень короткой. При этом время ожидания ответа (прослушивание гудков) может занимать значительную, а иногда и большую часть общего времени, затраченного на вызов.

«Роскомнадзор сообщает, что российские операторы мобильной связи по-прежнему взимают плату только с момента установления соединения», — заявили в пресс-службе ведомства, комментируя распространяющуюся информацию.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) оперативно отреагировала на возникший ажиотаж. Ведомство категорически опровергло сведения о введении платы за гудки.

Ключевой принцип, подтвержденный регулятором, остается неизменным: операторы связи в России берут плату исключительно с момента установления соединения между абонентами. Это означает, что период, когда вызывающий абонент слышит гудки в ожидании ответа, не тарифицируется.

В Роскомнадзоре уточнили единственное исключение из этого правила: плата может взиматься, если во время звонка включается автоответчик. В этом конкретном случае вызов может считаться установленным и начать тарифицироваться раньше, чем при разговоре с живым человеком.

Таким образом, сам факт прослушивания гудков или мелодии ожидания не является моментом начала соединения для целей тарификации. Плата начисляется только после того, как вызываемый абонент поднимет трубку или сработает автоответчик. Более того, как отмечают эксперты, технически многие операторы начинают отсчет платного времени не в самую первую секунду разговора, а с небольшой задержкой, например, через три секунды после поднятия трубки, что дает абонентам дополнительную «фору».

Важно также подчеркнуть, что введением платы за гудки не затронута сфера бесплатных вызовов. Звонки на специализированные сервисные номера самих операторов, а также на экстренные службы (112, 101, 102, 103, 104) по-прежнему остаются бесплатными для всех абонентов.

Распространение данного слуха, несмотря на его быстрое опровержение регулятором, лишний раз демонстрирует высокую чувствительность общества к любым изменениям в тарифной политике операторов связи и готовность пользователей делиться непроверенной информацией, которая вызывает эмоциональный отклик.