В России взялись за флот. В приоритете боевые корабли
В России взялись за флот. В приоритете боевые кораблиСегодня
Россия решила обновить морской торговый флот и усилить судостроение. Планируется модернизовать производства всех видов кораблей – от речных трамвайчиков до атомных ледоколов. Разрабатывается проект по изготовлению своих дизельных моторов для флота. Приоритет сейчас в том, чтобы решить задачу замещения импортных комплектующих и обретения компетенций, что ускорит судостроение. При этом Россия не собирается сбавлять обороты по выпуску боевых кораблей, необходимых в нынешней геополитической обстановке.
Новые планы на боевые суда
Еще совсем недавно России было важнее строить военные корабли. В последние годы они составляли почти 90% от всех выпускаемых судов. Эта продукция заняла 12% общемирового рынка, встав на 2 место и уступив только лидеру в этой гонке – США. В экспорте кораблей Россия стоит на 3 месте, Америка – на 2-м, Китай – на 1-м. Но третьей строчки удостоились в большей степени благодаря атомным подлодкам. А вот производство надводных судов значительно отстает.
В военном кораблестроении предпочтение долго отдавалось катерам, корветам, небольшим ракетным кораблям. Отныне приоритеты поменяются, будут подстраиваться под дальнейшее развитие ситуации на геополитической арене. И не только от того, какие проекты по судам будут реализовывать противники, но и от новых целей флота РФ.
Так, власти решили, что откажутся от серийного выпуска ракетных корветов-невидимок, которые производились по проекту 20386. Головное судно под названием «Дерзкий» модернизируют, и оно в дальнейшем перейдет в распоряжение военно-морского флота России.
Специалисты считают, что причина такого решения кроется в полученном опыте на спецоперации. Стало ясно, что значимо не только наступательное оружие боевого судна, но и его оснащение приборами обнаружения и вооружением с высокой скоростью стрельбы на близком расстоянии, которое поможет защищаться от атакующих крылатых ракет и беспилотников.
При реализации новых планов нужно обратить внимание на то, что есть некоторые ограничения в возможностях судостроения. В первую очередь это зависимость от импортного комплектующего оборудования, причем в большей степени западного. Когда ввели санкции против РФ, появилась серьезная проблема с замещением иностранных деталей. Приходилось даже перепроектировать многие корабли, что привело к росту их цен и задержкам сроков их сдачи. К тому же ухудшилось финансовое состояние судостроительных компаний.
Чтобы решить вопрос, власти начали принимать меры. Были выявлены самые критические позиции для судостроения, которые больше всего нуждаются в замещении. На создание и исполнение проектов по производству нового оборудования Москва выделила субсидии. Примерно в 2025-2026 году будут выпущены новые типы оборудования для кораблей, что ослабит зависимость от зарубежных поставок. К примеру, уже сейчас идет изготовление полностью отечественных двигателей.
Амбициозный проект по гражданскому флоту
В прошлом году у России появилась особая необходимость не только в боевых, но и в гражданских кораблях. Москва выполнила большую работу по переориентации экспорта, но это привело к огромной нагрузке автомобильных и железных дорог. Транспортировка грузов по морю стала еще более актуальной. Теперь необходимо увеличивать число танкеров, газовозов, сухогрузов.
К тому же из-за западных санкций некоторые перевозчики перестали пускать рейсы в российские порты. В результате поставки стали приходить с опозданием, и стало понятно, что без расширения танкерного флота не обойтись. Частично эту неприятность решили, закупив и арендовав такие судна, правда, довольно старые. Говорят, что часть из них принадлежит иностранным фирмам, которые действуют в обход санкций.
Сейчас Россия планирует обновить гражданский флот, ведь ей крайне важно сохранить возможности для поставок грузов морем. Уже утвержден проект по выпуску 260 кораблей. И теперь власти хотят внести в него изменения, поставив амбициозную задачу – спустить на воду к 2035 году около 1000 судов! И обязательно планируется наладить производство российского оборудования для этой отрасли.