В шоу-бизнесе назревает паника: скоро наши сытые звезды лишатся «патриотических» денег и концертов за госсчет. Начало уже положено.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>В шоу-бизнесе назревает паника: скоро наши сытые звезды лишатся «патриотических» денег и концертов за госсчет. Начало уже положено.СегодняСегодня286 мин
В кулуарах нашей культурной «элиты» постепенно, но уже довольно заметно начало ощущаться волнение. Пока ещё тихое, но неуловимо тревожное. Уже раздаются осторожные звонки, начались сбивчивые разговоры, суетливые переписки в мессенджерах и Telegram-каналах. Причём тревога охватила не народ, а наших «звёзд» — тех, кто в последние три года уверенно двигался по «патриотическим рельсам». Для которых каждая песня о любви к Родине становилась золотой жилой, а каждая показательная слеза с экрана приносила новые преференции со стороны нашего необычайно щедрого государства. И вот теперь в их рядах началось нечто, похожее на панику. Давайте разберёмся, что же происходит и почему.
Сразу хотелось бы оговориться, что всё, о чём ниже пойдёт речь, — исключительно мнение автора, поэтому не может претендовать на истину в последней инстанции. Но ощущение того, что наши звёзды, как говорил герой небезызвестного кинофильма, находятся «на грани грандиозного шухера», появилось у многих.
Так что же случилось? Всё дело в том, что в последнее время резко сменился ветер. Не как погодное явление, а как предвестник изменения политико-культурного климата. Как только стал развеиваться туман и появилась вполне себе реальная перспектива диалога между нашей страной и закаменским гегемоном, у представителей творческой элиты вдруг появилось осознание: их комфортный мир, к которому они привыкли за последние три года, может рухнуть. А вместе с ним — и удобная патриотическая монополия, которая на протяжении этого времени гарантировано приносила стабильно высокий доход.
За последние несколько лет государство действительно не скупилось на поддержку искусства и шоу-бизнеса. В кинематограф, чтобы компенсировать уход Голливуда, экстренно вливали миллиарды. В музыкальную индустрию — гранты, масштабные гастрольные туры, фестивали и гонорары, порой доходившие до 16 млн рублей за одно выступление. Повторю: за ОДИН концерт. Среди абсолютных рекордсменов по таким расценкам знакомые всем персонажи — Шаман, Олег Газманов, Николай Расторгуев, Лариса Долина, Николай Басков и другие. Эти суммы, как правило, выплачивались за счёт региональных бюджетов и государственных грантов.
Как бы дико это ни звучало, но следует признать, что именно эти люди сегодня выигрывают от того, что происходит. Ну разве мог тот же Шаман мечтать о таких баснословных гонорарах до начала февральских событий 22-го? Ну конечно же нет.
И вот начали поступать первые тревожные сигналы:
- Американские киностудии снова стучатся в двери российских прокатчиков. По сведениям инсайдеров, переговоры уже идут полным ходом.
- Также сообщается, что «Sony» готово разморозить свой российский офис и уже потребовал оплату за прокат 2022-го. Более чем прозрачный намёк на то, что готовится триумфальное возвращение.
- Уже объявлено на официальном уровне, что в текущем году в российский прокат ворвется 50 голливудских фильмов, и их количество продолжает стремительно расти.
- В кулуарах активно обсуждают, что зарубежные компании вновь выходят на связь с партнёрами из России, пытаясь восстановить прежние деловые отношения. И, судя по всему, у них это получится.
В музыкальной сфере обстановка примерно такая же. Концертные промоутеры мечтают снова увидеть в России мировых звёзд. Уже заявлено, что Metallica, Linkin Park, Rammstein, Kanye West и многие другие исполнители с радостью вернутся на российскую сцену, как только появится такая возможность. Ни о каком бойкоте нашей страны среди музыкантов речь, конечно же, не идёт, чтобы нам не рассказывала европейская пропаганда.
И что же в этот момент происходит в рядах нашей культурной «элиты»? Паника. Настоящая, ощутимая и всё нарастающая.
Уже посыпались настойчивые запросы в Минкульт: «А поддержка останется? А субсидии продлят? А квоты на зарубежное кино введут?» Паника нарастает: «А фестивали патриотической песни останутся? Хоть бы парочка? А то ведь бюджеты урезаются, эфирное время сжимается, а те, кто вчера ещё был "голосом нации", уже потихоньку исчезают с экранов» (недавний инцидент с Первым каналом — наглядный тому пример). Гранты ощутимо порезали, парочку фестивалей отправили в «подвешенное» состояние, а некоторые и вовсе отменили.
Причем здесь важно понимать: в данном случае речь идёт не о бедствующих артистах, а о тех, кто привык к не по таланту красивой и сытой жизни. И, главное, стабильной. Ведь никакой гастрольный чёс не сравнится с надёжным и гарантированным госзаказом — от региональных властей, Минкульта и прочих госструктур, раздающих деньги налогоплательщиков щедрой рукой сеятеля. Ведь в таких условиях можно петь про что угодно — и про берёзоньку, и про запах свежеиспечённого хлеба, и про корову на лужайке — лишь бы рядом на афише красовались знакомые логотипы и заветная фраза «при поддержке…».
Но бизнес, как известно, напрочь лишён морали как таковой. Прокатчики, кинотеатры, рекламщики — все, кто так или иначе связан с киноиндустрией, устали от изоляции и ограничений. Им неважно, чей это фильм, им важно, чтобы люди шли в залы. Можно сколько угодно бить себя в кулак о грудь и говорить о том, что ничего заокеанского нам не надо, зритель в большей своей массе повалит в кинотеатры, как только в Россию вновь зайдёт Голливуд. Люди давно устали от ширпотреба, который гонят такие деятели, как Сарик Андреасян.
Стоит только условному Marvel вновь вбухать десятки миллионов долларов в российскую рекламу — а это, на минутку, больше бюджета большинства отечественных фильмов, — и один единственный голливудский блокбастер соберет больше прокатных денег, чем весь прошлогодний патриотический репертуар.
И вот жди кардинальных перемен. Каких? Судите сами:
- Станет ли меньше отечественных фильмов? Можно даже не сомневаться. Зачем, спрашивается, будет вливать в свою киноиндустрию миллиарды, когда зрелище народу дадут голливудские хиты, гарантированно собирающие кассу?
- Будет ли сложнее попасть в эфир? Однозначно. Индустрия начнёт возвращать прежние ориентиры, а значит, место в медиаполе придётся заново завоёвывать.
- Обрежут ли артистам, выступающим в жанре патриотической песни и пляски, бюджеты? Ну естественно. Когда исчезает монополия, исчезают и сверхдоходы.
- А может кто-то и вовсе пропадёт из публичного пространства? Вполне вероятно. Особенно те, чьё «искусство» существовало исключительно за счёт господдержки и оказалось невостребованным без дотаций.
Но это только начало. Давайте заглянем чуть дальше — в самую суть грядущих перемен.
Ведь если ситуация действительно начнёт отматываться назад, приближаясь к состоянию 2021–2022 годов, то, возможно, вернутся и «испугавшиеся», и «несогласные», и молчавшие заговорят снова.
Конечно, Никита Михалков и ему подобные нам уверенно вещают, что «народ всё осознал и назад их не примет». Но мы-то с вами умные люди и прекрасно понимаем, как всё работает. Рейтинги подкорректируют, соцопросы настроят, нужные сюжеты в эфире подгонят — и вот уже бурные овации, охапки цветов, восторженные зрители…
Телевидение, как, впрочем, и весь шоу-бизнес, давно не зависит от зрительской аудитории. Всё, что нам оставили, — это лишь иллюзию вовлеченности.
И вот тут возникает главный вопрос — а что будет с нашими раздутыми «звёздами», когда лавочка государственной щедрости закроется? Сумеют ли они выжить без концертов, организовываемых за счет казны, таких же патриотических фестивалей и эфиров по госзаказу? Или же, как по щелчку пальцев, переобуются в воздухе и заговорят об искусстве «вне политики»?
Как к этому относиться — решать вам. Но в одном можно не сомневаться: впереди нас ждет много чего интересного.
И да, нельзя сказать, что все исполнители, выступающие в патриотическом жанре, нет. Но все же патриотизм, обильно сдобренный громкими лозунгами о любви к Родине, и часовое выступление за 16 млн рублей как-то не вяжутся, согласны?