В случае ухода из Литвы транзита белорусских хим.удобрений портовая и ЖД отрасли сократятся

После того, как в российской Усть-Луге построили огромный порт, вопрос необходимости использовать Прибалтику в качестве транзитного пункта отпал сам собой. Российский порт с каждым годом открывает новые возможности, например в 2023 году завершится очередной этап, Усть-Луга будет обрабатывать грузов в несколько раз больше, чем все прибалтийские порты вместе взятые.

Белоруссия в последнее время убедилась в том, что литовские политики хотят создать нестабильность в бывшей советской республике. В таких условиях возникает вопрос, а надо ли обеспечивать приток финансов в литовскую экономику? Чем же обернётся для Литвы уход белорусских грузов, а именно минеральных удобрений?

Начнём с того, что порт Клайпеда в Литве способен переваливать примерно 45 млн тонн грузов в год и на долю белорусских удобрений приходится примерно 12 млн тонн. Перевалкой данных грузов занимается отдельный терминал ВКТ, в котором работает свыше 150-ти человек. Получается четверть всех грузов в литовской Клайпеде — это белорусские удобрения.

В Прибалтике понимают, что если они будут продолжать давить на Лукашенко и распространять европейские санкции на территорию бывшего постсоветского пространства, то могут столкнуться с финансовыми потерями. Европа в Прибалтику итак особо ничего не вложила, лишь графики красивые рисуют, а на деле там сложно найти нормальную работу и люди уезжают в Европу.

Белорусские власти однозначно перестанут снабжать литовский бюджет финансами и обязательно остановят транзит минеральных удобрений через Литву, чтобы лишить их выгоды. Отправлять грузы можно через российский порт, но тогда литовская инфраструктура попросту будет не нужна в прежних объёмах и подвергнется демонтажу.

По крайней мере современный терминал БКТ первым закроется, ведь он обслуживает исключительно белорусский транзит удобрений и 150 человек потеряют работу. Кстати там зарплата довольно высокая по литовским меркам и 30% компании принадлежит Белоруссии. Стоит учесть ещё косвенные убытки от потери транзита в отрасли перевозки грузов ЖД.

В случае ухода из Литвы транзита белорусских хим.удобрений портовая и ЖД отрасли сократятсяКлайпеда может потерять белорусский транзитКлайпеда может потерять белорусский транзит

В Европу требуется всё больше белорусских товаров и объёмы отгрузки удобрений постоянно росли, раньше БКТ регистрировал постоянный рост грузооборота и доходы терминала увеличивались. Теперь, если грузы уйдут — терминал придётся остановить и вряд-ли он уже будет работать.

Специалисты говорят так-же, что помимо железных дорог, доходы потеряют и другие смежные отрасли, такие как строительство, торговля, транспорт, но трудно говорить о конкретных цифрах. Потерю белорусских грузов ощутит каждый житель Клайпеды и особенно портовая и железнодорожные инфраструктуры.

Что касается ЛЖД, то финансы оттуда уйдут значительные, почти одна пятая всех железнодорожных перевозок Литвы — это белорусские хим.удобрения. Следовательно в отрасли намечаются серьёзные остановки целых узлов, тысячи людей потеряют работу.

Российские грузы тоже постепенно покидают литовские порты, например уголь больше не транспортируется через Прибалтику, при этом объём товарооборота России с другими странами наоборот растёт. Однако теперь деньги за транзит получают не литовские компании, а российские.

Портовую индустрию и ЖД мощности Прибалтики окажутся не нужны в прежнем объёме, но это не будет критическими потерями. Уход белорусских удобрений будет иметь ещё большие последствия, а если так-же поступит и Россия — то будет намного сложнее справиться одним еврооптимизмом.

Если Европа раньше ничего особо в Литву не вложила и ничего не улучшила, сократив экономику и население — то и в будущем будет то-же самое, хотели-бы — давно бы помогли.

Если в России и Белоруссии откажутся субсидировать литовскую экономику и не захотят помогать Литве зарабатывать — то придётся занимать деньги у Евросоюза, ведь производства никакого не остается и зарабатывать не на чем.

А как Вы считаете, когда Белоруссия отменит транзит удобрений через Прибалтику?