В США признали что четверть века назад были сбиты не один, а два F-117 Nighthawk. Как старый ЗРК С-125 едва не сгубил всю стелс-программу

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>В США признали что четверть века назад были сбиты не один, а два F-117 Nighthawk. Как старый ЗРК С-125 едва не сгубил всю стелс-программуСегодняСегодня834 минВ США признали что четверть века назад были сбиты не один, а два F-117 Nighthawk. Как старый ЗРК С-125 едва не сгубил всю стелс-программуОбщим местом стало то, что американцы потеряли в Югославии один Ф-117. Но только через два десятилетия после окончания войны выяснилось, что таких сбитых Ночных ястреба было как минимум два. Просто один уже нельзя было скрывать от общественности. Фото Тhe АviationistОбщим местом стало то, что американцы потеряли в Югославии один Ф-117. Но только через два десятилетия после окончания войны выяснилось, что таких сбитых Ночных ястреба было как минимум два. Просто один уже нельзя было скрывать от общественности. Фото Тhe Аviationist

Мы уже говорили в прошлом материале о Корейской войне, что подсчёт потерь в американской авиации, это вещь в себе. В США фактически не признают утерянными самолёты, обломки которых не были показательно предъявлены противоборствующей стороной, и имеют для повреждений таких машин массу левых определений, чтобы не портить блестящую статистику американских машин. Так родились легенда о "несбиваемости" Ф-15 и Ф-16, и многие другие истории, на которых держится западное мифотворчество. В этом смысле развитие программ малозаметности стоит особняком. В истории известно несколько случаев, когда сама по себе состоятельность машин с повышенной малозаметностью подвергалась серьезным сомнениям из-за инцидентов, где хваленые стелс-свойства не смогли уберечь летательный аппарат. К примеру, в декабре 2011 года иранские операторы обнаружили и перехватили управление над "самым невидимым в истории" БПЛА RQ-170 Sentinel.

Собьёт ли Россия французский самолёт? С-400 над Чёрным морем послал сигнал электронного уничтожения АВАКСу и "Миражам" ВКС Франции

В США признали что четверть века назад были сбиты не один, а два F-117 Nighthawk. Как старый ЗРК С-125 едва не сгубил всю стелс-программуRQ-170 Sentine считался даже более малозаметным, чем Ф-22 и бомбардировщик В-2А Spirit/ В США до сих пор не понимают, или делают вид, что не понимают, как его могли так просто захватить. Фото ВМС СШАRQ-170 Sentine считался даже более малозаметным, чем Ф-22 и бомбардировщик В-2А Spirit/ В США до сих пор не понимают, или делают вид, что не понимают, как его могли так просто захватить. Фото ВМС США

Укрощение "Громовержца". 60 лет назад ПВО Вьетнама нанесло наибольшие
единовременные потери ВВС США благодаря хитрости советского полковника

Этот инцидент очень не любят вспоминать в Пентагоне, так как именно там уверяли собственную публику, что этот дрон является прототипом самолёта будущего, так как обладает "феноменальной" малозаметностью. Иранцев об этом предупредить забыли, и они внезапно едва не стали "разрушителями легенд", и только мощный "антикриз" со стороны ВВС США помог "замылить" назревавший скандал. Но главной "ахиллесовой пятой" всей концепции малозаметности остается история, которая произошла в эти дни чуть более четверти века назад, когда один за другим ВВС США потеряли сразу два своих самолёта, долго слывших несбиваемыми. Об одном Ф-117 "Ночной ястреб", сбитом в ночь с 27 на 28 марта 1999 года хорошо известно.

Расчёт старого зенитно-ракетного комплекса С-125 Нева, под командой легендарного полковника ПВО Союзной Югославии Золтана Дани устроил засаду на Ф-117, который якобы ходил одним и тем же маршрутом, и подстерег таким образом "Ночного ястреба" с серийным номером 82-0806 и позывным "Вега-31". Старенькая "Нева" влепила ему ракету в районе местечка Буджановцы, неподалеку от Белграда, включив свой радар всего лишь на 17 секунд.

Как наш "Панцирь" оказался в США? Он стал трофеем самой крупной битвы между "Панцирями" и "Байрактарами"

В США признали что четверть века назад были сбиты не один, а два F-117 Nighthawk. Как старый ЗРК С-125 едва не сгубил всю стелс-программуЗРК С-125 "Нева" с ракетами 5В27Д ПВО Союзной Югославии. Именно таким и был сбит американский "Ночной ястреб". Фото МО СербииЗРК С-125 "Нева" с ракетами 5В27Д ПВО Союзной Югославии. Именно таким и был сбит американский "Ночной ястреб". Фото МО Сербии

Единственная в истории ракета, сумевшая совершить "невозможное". Сбить американскую AIM-120 AMRAAM

Этого времени хватило, чтобы захватить и уничтожить самый модный самолёт той эпохи. Летчик "стелса" полковник Даррелл Патрик "Дейл" Зелко не без труда успел катапультироваться и просидел в дренажной канаве 8 часов, пока его не нашла поисково-спасательная группа. Обломки самолета по слухам тогда отправили в Россию и Китай, но никакого особого фурора они у тамошних экспертов не вызвали. А вот второй случай известен гораздо меньше, и был признан лишь в 2020 году, да и то, неофициально. Но сомневаться не приходится. Вот как описал данный инцидент популярный военный портал из США ровно пять лет назад:

"В ночь на 30 апреля 1999 года югославы выпустили самое большое количество ракет за всю историю того конфликта. Ф-117 полковника Хейнлайна с позывным "Тунец" едва не попал под "телеграфный столб" С-75, у которого, похоже, не было проблем с обнаружением Nighthawk. Ракете немного не хватило дальности, чтобы поразить "стелс" Хейнлайна. В суматохе боя он потерял своего ведомого, с позывным "СиДжи". Встретились они только в районе рандеву с летающим танкером и сразу стало понятно, что со вторым Ф-117 что-то не так. Не работала радиосвязь и весь полёт до базы Шпангдалем Хейнлайн не понимал, жив его напарник или самолётом управляет автопилот. После прилета в Германию Ф-117 фактически упал на полосу и загорелся. Раненный "СиДжи" успел катапультироваться, но это его не спасло".

Проблемная "Булава". 20 лет назад впервые испытана главная МБР наших
стратегических АПЛ. Почему её долго называли "нелетающим хламом"?

В США признали что четверть века назад были сбиты не один, а два F-117 Nighthawk. Как старый ЗРК С-125 едва не сгубил всю стелс-программуЗнаменитая фотография полковника Золтана Дани с обломками Ф-117. Говорят второго "Ночного ястреба" подбили из ещё более старого комплекса С-75. Фото ТанюгЗнаменитая фотография полковника Золтана Дани с обломками Ф-117. Говорят второго "Ночного ястреба" подбили из ещё более старого комплекса С-75. Фото Танюг

Что такое "Охотник-Б"? Западные эксперты признают серьезный прогресс России по созданию "верного ведомого" после потери БПЛА в октябре 2024.

Любопытно, что до этого многие говорили про два сбитых в Югославии "стелса". Однако, министерство ВВС США не признавало потерю второго, обзывая особо настойчивых журналистов "распространителями теорий заговора". Но, как известно, всё тайное становится явным. А когда мемуары с сенсационными воспоминаниями могут принести хороший барыш, то рассекречивание таких эпизодов становится лишь делом времени. Самих же утюгообразных Ф-117 вскоре после окончания бомбардировок Югославии и вовсе списали, на 12 лет раньше, чем это планировалось.

Приглашаем друзей и читателей "Зеленого края" присоединиться к нашему Телеграм-каналу. Все лучшие военные видео и мемы, качественные комментарии к новостям, аналитика и озвучка лучших статей в форме подкаста. Ждем вас там, это интересно!

Читайте по теме: 60 лет назад состоялся первый в истории бой ЗРК (С-75) и сверхзвукового самолёта (Ф-4 "Фантом"). Как это было